МОСКВА, 4 июня /ФИС/ Об этом в ходе пресс-конференции в Барнауле рассказал директор Центра маркетинговой стратегии и исследований (ЦМСиИ) ВТБ24 Дмитрий Лепетиков.
По результатам исследований, проведенных ЦМСиИ ВТБ24 в апреле 2013 года, уровень развития банковской системы в регионах Сибирского федерального округа – самый высокий в России. Рост кредитования здесь происходит благодаря массовости кредитов, а не отдельных очень крупных выдач. Высокая доля проникновения банковских продуктов на рынке сибирских регионов и высокая кредитная активность населения – определяющие моменты развития сибирского банковского рынка.
В ходе мероприятия Дмитрий Лепетиков рассказал об общих тенденциях развития розницы за первые месяцы 2013 года.
Рынок кредитных продуктов сегодня развивается достаточно динамично. Интересная тенденция первых месяцев 2013 года – темпы роста кредитования и роста привлечения средств населения по России в целом практически сравнялись. Банковская система становится более сбалансированной. Если для активов рост активности шел на протяжении ряда последних лет, то по пассивам это новый рыночный тренд. Таким образом, авторитет российской банковской системы продолжает расти.
Характерной приметой первых месяцев 2013 года стала тенденция существенного преобладания темпов роста кредитования розницы над корпоративным сектором (в два раза). Важным подкрепляющим фактором для роста потребительского кредитования становится рост оборотов розничной торговли в стране.
Благодаря наличию большого объема автомобилей у дилеров ведущих марок, происходит и рост автокредитования. По портфелю этого вида кредитования ВТБ24 по данным за последние 4 месяца вышел в лидеры банковского рынка. Сегодня автокредитование становится локомотивом продаж на кредитном рынке.
В части ипотечного кредитования также наблюдается существенный рост объемов продаж и портфеля. В среднем, в розничном кредитном портфеле ВТБ24 в регионах около 30% приходится на ипотечное кредитование. На рынке жилищного строительства около 20% от общего объема сделок происходит с использованием заемных средств. Но рынок ипотеки еще очень далек от насыщения, потенциал его по сравнению со странами Восточной Европы еще достаточно высок – там на ипотеку приходится около 70% от объемов всего розничного кредитования.
Постепенно растет уровень финансовой грамотности населения в части понимания широких возможностей использования кредитных карт. Около 70% населения России имеют дебетовую зарплатную карту, но лишь 22% - кредитную. Широкие возможности этого удобного продукта пока не в полной мере оценены населением. Сегодня рынок кредитных карт – один из самых перспективных и новаторских, его потенциал еще предстоит раскрыть в полной мере. Пока гораздо более востребованным продуктом остаются кредиты наличными – в портфелях банков на их долю приходится около 50%.
В последние два года растет рынок кредитования малого и среднего бизнеса. Но темпы его роста ниже, чем темпы роста розницы. Сдерживающим фактором часто выступают некоторые административные ограничения.
Первые месяцы 2013 года показали существенный рост привлечения денежных средств – в районе 19-20%. Но это характерно не для всех регионов.
Так, для регионов СФО характерной чертой является закредитованность населения. Но высоким этот уровень является в сопоставлении с другими регионами страны. По сравнению с рынками Восточной Европы, Сибирь идет практически на сопоставимом уровне. Но и Сибирь не так однородна. Наиболее закредитованными сегодня являются Новосибирская и Иркутская области, а также Алтайский край и Республика Бурятия. В этих регионах наблюдается определенный «перегрев рынка». Потенциал роста кредитования в этих регионах несколько ниже, чем в «умеренных» регионах, и конкурентная борьба в них идет скорее на уровне рефинансирования кредитов и качества сервиса. /К категории «умеренных» аналитики относят в СФО Омскую область/. Но есть в «перегретых» регионах и позитивная сторона: это развитые рынки с высокой активностью населения, готовые к новым продуктам, услугам и подходам.
По словам Дмитрия Лепетикова, объемы продаж банковских продуктов имеют определенную сезонность. По данным исследований ЦМСиИ за последние три года, существует три, а не два, как считалось ранее, пика продаж: апрель-май, вторая половина августа – сентябрь, и ноябрь-декабрь. Причем, такие пики сезонности применимы ко всем розничным кредитным продуктам. Спрос на кредиты малому бизнесу идет ровными темпами на протяжении всего года, основной пик спроса и продаж приходится на март. Депозиты же имеют другую тенденцию – главный объем внесения населением своих денежных средств на депозиты приходится на декабрь (до четверти годового прироста общего объема вкладов). Объяснение этому – традиционно действующая в стране модель, когда премии и бонусы выплачиваются работникам в конце года, и часть из них население предпочитает положить на депозит для обеспечения сохранности и стабильного, хоть и небольшого, прироста. В последнее время небольшой пик по депозитам стал отмечаться и в июне (+12,1%) – люди уезжают в отпуска и предпочитают хранить свои деньги в банках.
Источник: Пресс-служба ВТБ24