Замораживание накоплений продлит инвестиционный кризис еще на год - Новосибирский банковский портал
x
x
x
x
Все банки Новосибирска: информация, услуги, новости.
Главная » Новости » Замораживание накоплений продлит инвестиционный кризис еще на год
08-10-2015

Замораживание накоплений продлит инвестиционный кризис еще на год

Замораживание накоплений продлит инвестиционный кризис еще на год


Новый макропрогноз Минэкономразвития сулит спад инвестиций и доходов населения.

За 2016–2018 гг. экономика России адаптируется к низким ценам на нефть, санкциям и связанным с ними ограничением инвестиционного импорта и снизит издержки, заключает Минэкономразвития в новом макроэкономическом прогнозе (есть у «Ведомостей»). Сегодня прогноз будет рассмотрен на заседании правительства вместе с проектом бюджета.

Базовый вариант – основа для бюджета – исходит из цены нефти $50–55/барр. в ближайшие три года, возобновления роста экономики с 2016 г. при продолжении спада потребления и инвестиций и возвращения с 2017 г. к инерционному экономическому росту за счет незначительного повышения доли капитала в ВВП, которого удастся достичь за счет ограничения роста зарплат и тарифов. Для преодоления провала 2015 г. экономике потребуется два года, к 2018 г. она вернется на уровень 2014 г. На третий год темпы роста ускорятся до более 2%, это ниже ожидаемых среднемировых (3,5%); с учетом спада 2015 г. среднегодовой темп 2015–2018 гг. составит около 0,3% – на порядок ниже среднемирового: доля России в мировой экономике продолжит сокращаться.

Базовые перспективы

Мораторий на накопительные пенсионные взносы станет, вкупе с сохранением жестких условий кредитования, причиной затягивания инвестиционного спада еще на год, отмечается в базовом варианте прогноза. Еще месяц назад Минэкономразвития ожидало, что в 2016 г. спад инвестиций прекратится. Реальные доходы населения в 2016 г. вместо прогнозировавшегося месяц назад роста также продолжат падать – из-за более высокой инфляции и ограничения роста социальных расходов бюджета: пропуска индексации зарплат бюджетников, повышения пенсий только на 4%.

Но Минэкономразвития по-прежнему уверено, что в 2016 г. экономика вернется к росту, только темп этого роста теперь понижен более чем вдвое до 0,7%. А его единственным источником остался рост запасов промышленности – она начнет пополнять склады в преддверии грядущего восстановления спроса, считает Минэкономразвития.

С 2017 г. основным источником экономического роста снова станет потребительский спрос, ожидает Минэкономразвития. Однако темпы его роста будут невелики: авторы прогноза исходят из сохранения жесткой бюджетной политики в отношении социальных расходов. Зарплаты бюджетников, по прогнозу, будут индексироваться ниже инфляции – на 4% в год, так же как и пенсии, соотношение которых с прожиточным минимумом пенсионера сократится в 2018 г. до 1,36 против 1,52 в этом году. В итоге даже через три года, в 2018 г., доходы населения останутся ниже уровня 2014 г.После резкого сокращения запасов в 2015 г. их восстановление действительно вероятно, но запасы – показатель плохо прогнозируемый, производственные планы компании все время пересматривают, сомневается Дмитрий Полевой из ING в реалистичности такого прогноза. Большинство других прогнозов – в частности, ЦБ, МВФ, Всемирного банка – предполагают продолжение рецессии в 2016 г.

Инфляция будет замедляться, но цели в 4% ЦБ в ближайшие три года не достигнет, к концу 2018 г. темп роста цен будет составлять около 5%, прогнозирует Минэкономразвития. Достижение 4% возможно только при ужесточении денежно-кредитной политики, говорится в прогнозе, однако это приведет к продолжению экономического спада и снижению уровня жизни. Заморозка тарифов тоже не поможет существенно повлиять на инфляцию, считает министерство: по его расчетам, нулевая индексация тарифов сократит темпы инфляции только на 0,3 п. п., но и это будет нивелировано ростом перекрестного субсидирования и издержек.

Дольше всего влияние кризиса будет сказываться на бюджете, получившем большую пробоину от падения нефтяных цен. Снижение нефтегазовых доходов не компенсируется ростом ненефтегазовых, обе части по отношению к ВВП снижаются, поэтому выход только в сокращении расходов: резервного фонда для финансирования дефицита хватит еще на два года, считает Минэкономразвития, в 2017 г. он будет исчерпан.За два года вынужденной экономии экономика сможет адаптироваться к новым условиям и приготовиться к инвестиционному росту: на фоне ограничения роста зарплат производительность будет расти быстрее, у компаний появится дополнительная прибыль, часть которой они направят на инвестиции, надеется министерство; повлияет и улучшение условий кредитования. Сейчас и у бизнеса, и у населения преобладают сберегательные настроения, констатирует Минэкономразвития, но по мере стабилизации ситуации и повышения определенности желание инвестировать в модернизацию производств вернется, надеется оно. С учетом продолжения спада инвестиций в 2016 г. средний за ближайшие три года темп их ежегодного роста составит порядка 1%, посчитало министерство. Вклад такого роста инвестиций в темп экономики составит 0,4–0,5 п. п., обеспечив в 2017–2018 гг. около четверти экономического роста.

Поворот к росту

Кроме базового варианта прогноза Минэкономразвития разработало еще целевой и консервативный. Последний исходит из падения цены нефти до $40/барр. на все три года, что ведет к продолжению экономического спада.

Целевой сценарий показывает, что экономика способна расти темпами выше среднемировых – на 4,5–5% в год – даже в условиях сохранения санкций и низкой цены нефти: целевой вариант исходит из того же уровня цен на нефть, что и базовый, и сохранения санкций на весь прогнозный период.

Поддержать такие темпы можно за счет роста инвестиций на 8–10% ежегодно, т. е. на порядок выше, чем в базовом прогнозе. Основные источники такого ускоренного роста инвестиций – пенсионные накопления за счет возвращения к системе обязательных накопительных пенсий, инвестирование до 80% средств ФНБ, а также ресурсы, высвобождаемые в результате снижения административных издержек.

Этот вариант предполагает пересмотр приоритета бюджетных расходов и их оптимизацию; параметры индексации социальных расходов остаются такими же, как в базовом сценарии. Государство, помимо проведения административной реформы, стимулирует повышение конкуренции и развитие экспортеров нетопливных товаров, малого бизнеса. В целевом варианте удается добиться и снижения инфляции до 4% без ужесточения денежно-кредитной политики, а доходы населения к 2018 г. полностью компенсируют провал 2015 г.

Вопрос инвестиций – это вопрос предсказуемости государственной политики: деньги у компаний есть и сейчас, отмечает Полевой. По данным ЦБ, на расчетных счетах компаний в июле лежало 7,6 трлн руб., на рублевых депозитах – 8,2 трлн руб., на валютных – 8,4 трлн. Инвестиции сжимаются из-за отсутствия перспектив роста экономики, добавляет Наталия Орлова из Альфа-банка, стоимость денег и доступ к капиталу не играют определяющую роль: слабая экономика сама по себе причина сжатия инвестиций, у предпринимателей нет ни причин, ни перспектив для рывка.

Но на серьезные и структурные изменения власти не готовы, а под это подстраивается и вся экономическая политика: бюджет на один год, нежелание сокращать расходы и проводить реформы, заключает Полевой. Нужны структурные реформы, согласен Владимир Тихомиров из БКС: без них устойчивого роста не добиться. Иначе Россия повторит путь Аргентины, перешедшей из первого мира в третий, сравнил Евсей Гурвич из Экономической экспертной группы: без реформ долгосрочный потенциал роста – 1–2%.


Источник: vedomosti.ru
08.10.2015