Испорченная кредитная история сделает вас персоной нон грата
Кредитная история - неотъемлемый атрибут любого современного человека. Каждый, кто хочет вести активную экономическую жизнь, должен строго за ней следить. Она ваш пропуск в мир кредитования, в ней содержится каждый ваш шаг в качестве заемщика. И любой, даже самый маленький, промах останется в ней навсегда и может стать причиной, по которой вашу заявку на кредит не одобрят - банки не рады недобросовестным клиентам.
Перефразируя старую студенческую поговорку, можно сказать, что сперва вы работаете на свою кредитную историю, а потом она работает на вас. Успешное погашение своих долгов даст банку дополнительный повод доверять вам. К слову, на Западе кредитная история - это чуть ли не самый главный документ, и это понятно - многие там не представляют себе полноценной жизни без займов.
До недавнего времени отношение к кредитной истории у россиян было прохладным. Многие не понимали, что это такое, зачем она нужна и как она влияет на их жизнь. Но люди вошли во вкус, стали оформлять все больше кредитов и задумались о важности хорошей истории.
Кредитная ревизия
«Граждане понимают, что кредитная история важна при принятии решения банком о выдаче кредита, и стремятся контролировать свое платежное поведение, сохранять качество кредитной истории. У россиян формируется экономически оправданное поведение: плати вовремя и получай кредиты на более выгодных условиях», - говорит Алексей Волков, директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ).
Он также добавляет, что в прошлом году число граждан, запросивших свою кредитную историю в НБКИ, выросло более чем в три раза и достигло 400 тыс. Это свидетельствует о растущем интересе россиян к своему финансовому состоянию. А. Волков порекомендовал нашим читателям проверять свою кредитную историю не реже двух раз в год.
Гендиректор бюро кредитных историй «Эквифакс» Олег Лагуткин также отмечает повышение кредитной грамотности населения: «В 2011 году в БКИ «Эквифакс» было подано 22 тыс. заявлений на кредитный отчет, в 2012 году - 35 тыс., а в прошлом году - уже около 70 тыс. заявлений. Люди стали отчетливо понимать, что качество кредитной истории является решающим аргументом при одобрении займа, и стараются контролировать свою кредитную историю». Активным пользователям банковских услуг О. Лагуткин также советует проверять свою кредитную историю дважды в год.
Общество добросовестных заемщиков
Примечательно, что в НБКИ хранится информация о 65 млн человек и 50 млн из них в настоящее время обслуживают кредиты. 80% из этого числа - добросовестные заемщики: они вообще не допускают просрочек либо откладывают внесение платежа на короткий срок.
В базе данных «Эквифакса» также есть информация о 65 млн заемщиков. При этом 3% из них обслуживают пять или более кредитов, а 60% - один кредит. Кроме того, 20% заемщиков хотя бы раз допускали просрочку более 90 дней (они считаются большинством банков заемщиками с плохой кредитной историей). 55% заемщиков никогда не позволяли себе несвоевременные платежи и всегда обслуживали кредит в срок.
Переписать нельзя, исправить
Банкирам, разумеется, тоже есть что сказать. Именно они очень внимательно изучают кредитную историю клиента, прежде чем принять решение об одобрении кредита. Начальник управления кредитования физлиц банка «Глобэкс» Александр Галкин утверждает, что при рассмотрении вопроса о предоставлении займа сотрудники банка обязательно анализируют кредитную историю клиента. При этом вычеркнуть «проблемную» строчку из истории не выйдет - репутацию придется восстанавливать.
«Если просрочка случайная (единовременная), то банки могут и закрыть глаза на выдачу нового кредита, но если был серьезный рецидив, вплоть до суда, то данное обстоятельство будет долго портить жизнь потенциальному заемщику. Если кредитная история была испорчена по вине самого заемщика, переписать ее уже нельзя, но можно исправить. Способ здесь существует только один - не допускать подобных ошибок в будущем и вовремя совершать все имеющиеся платежи - не только в погашение ссуды, но и коммунальные, налоговые и прочие», - комментирует А. Галкин.
Руководитель департамента развития продуктов и маркетинга Совкомбанка Наталья Васильева говорит, что исправить испорченную кредитную историю может своевременная оплата платежей по текущим кредитам или период кредитной «тишины», когда клиент берет тайм-аут и перестает обращаться в банки, поскольку слишком частое обращение за кредитами расценивается не в пользу заемщика. По словам Н. Васильевой, свою историю нужно проверять хотя бы раз в год или же после погашения очередного кредита.
Павел Шубин, вице-президент по развитию розничного бизнеса банка Сберкред, советует тем, кто испортил свою кредитную историю, взять еще один заем и погасить его чисто, без задержек. Таким образом можно перекрыть информацию о предыдущем проблемном кредите. П. Шубин подчеркивает, что проверять историю можно после того, как вы погасили кредит, или же перед тем, как собираетесь прийти за новым.
В общем, следить за своей кредитной историей необходимо. И даже если вы давно не брали кредитов и обходите банки стороной, ревизию провести стоит. Мало ли, вдруг мошенники повесили на вас кучу обязательств перед кредитными организациями? Так или иначе кредитная история является отражением вашего финансового здоровья, и беречь ее нужно не менее тщательно, чем здоровье физическое.
Источник: РБК.Личные Финансы
20.02.2014