Назад в будущее
Негативные изменения в экономике рядовой гражданин измеряет всего двумя показателями. Во-первых, это размер зарплаты, во-вторых - цены в магазинах. Эксперты уверены, что работника и потребителя ожидает неприятный сюрприз.
Член Совета Федерации, член профильного комитета по бюджетам и финансовым рынкам Николай Журавлев говорит, что текущая корректировка прогнозов полезна, поскольку и бизнес, и простые люди смогут подготовиться и изменить свои экономические планы. Но, разумеется, придется преодолеть некоторые финансовые трудности.
«Если прогноз оправдается, нам не стоит ожидать роста зарплат как в бюджетном секторе, так и в коммерческом. Следовательно, на рост потребления также рассчитывать не приходится. Негативные прогнозы уже влияют на курс рубля, и можно ожидать, что цена на импортные товары возрастет», - комментирует Н. Журавлев.
При этом сенатор утверждает, что кризис целых отраслей вряд ли будет наблюдаться (как это случилось ранее со строительной отраслью), поскольку сейчас бизнес в целом ведет себя более осторожно. «Не стоит ожидать массовых сокращений в каком-либо секторе. То есть придется затянуть пояса, но обойдемся без неожиданностей», - уверен член Совета Федерации.
Аналитик Allianz Investments Ариэл Черный, в свою очередь, отмечает, что спад в экономике не останется незамеченным для обычного человека. Так, обесценение рубля приводит к росту цен импортных товаров, соответственно бытовая техника, одежда, широкий ассортимент продовольственных товаров будут дорожать. Кроме того, правительству, вероятнее всего, придется пересматривать бюджет на ближайшие годы в сторону сокращения расходов - индексация зарплат бюджетников замедлится.
По словам Алексея Павлова из брокерского дома «Открытие», большая часть среднестатистических граждан не заметят серьезных последствий замедления темпов экономического роста. «Тем не менее ряд сотрудников могут столкнуться с небольшим снижением зарплаты, в первую очередь за счет сокращения премиальной части. Вдобавок, без сомнений, будет наблюдаться стагнация и на рынке труда в целом, безработным будет сложнее трудоустроиться», - прогнозирует аналитик.
Представители бизнеса отреагировали на уточненный прогноз МЭР чуть более пессимистично. Они уверены, что мы с вами в полной мере ощутим на своих кошельках тяжесть замедления экономики.
Так, по мнению гендиректора City Express Алексея Кичатова, прежде всего вырастут цены в магазинах. Затем перестанут расти зарплаты, и они не будут поспевать за инфляцией.
«Чтобы избежать кризиса, стране необходимы крупные мобилизующие проекты, способные дать синергетический эффект. Не проекты с очень туманными перспективами, типа сочинской Олимпиады, а реальные, генерирующие импульсы для развития экономики. Разумеется, такие проекты будут иметь эффект только при грамотной экономической политике и системной борьбе с коррупцией», - говорит А. Кичатов.
Исполнительный директор компании «Бинго-Бум» Константин Макаров считает, что сокращение темпов роста скажется на всей стране в целом: ослабеет рубль, упадет покупательная способность. При этом опасаться кризиса не стоит: «Учитывая глобальную рецессию и кризис производства, российская экономика будет претерпевать негативные изменения. Но называть это серьезным экономическим кризисом я бы не стал, скорее это временный спад».
Наконец, не ждите повышения зарплаты в ближайшее время, но при этом старайтесь работать как можно лучше, чтобы не попасть под сокращение. «Думаю, большинству предприятий удастся обойтись без сокращений персонала, но в качестве превентивной меры обезопасить себя от увольнения все-таки стоит, и лучше всего попытаться это сделать, увеличив свою производительность труда», - рекомендует аналитик компании «Градиент Альфа» Егор Двинянин.
Так что будьте внимательны, следите за сохранностью своих сбережений и экономическими новостями, чтобы встретить финансовые невзгоды во всеоружии. Конечно, надеяться можно и на лучшее, но мудрее готовиться к худшему.
Источник: РБК.Личные Финансы, Марат Селезнев
03.09.2013 г.
Министерство экономического развития (МЭР) пересмотрело в худшую сторону свой прогноз роста российской экономики. Ожидается замедление ключевых показателей. Так, в 2013 году ВВП вырастет всего на 1,8% вместо называвшихся ранее 2,4%. В следующем году рост ВВП России будет также меньше, чем прогнозировалось ранее, - 2,8-3,2%, а не 3,7%.
Промпроизводство ожидает серьезное испытание - прогноз его роста понижен до 0,7% с ранее ожидавшихся 2%. Еще один примечательный показатель - отток капитала. В этом году ожидается, что Россию покинут 70 млрд долл., хотя совсем недавно называлась цифра 30 млрд.
Эти тревожные цифры заставляют многих задуматься о своем финансовом благополучии. Заметит ли рядовой гражданин последствия снижения темпов роста? Ждет ли нас новый кризис? Вместе с экспертами мы попытались разобраться в этих непростых вопросах.
Не тормоз, а медленный газ
«Непонятно, что мешало Министерству экономического развития сразу сделать реалистичный прогноз, - удивляется аналитик компании "Градиент Альфа" Егор Двинянин. - Когда в прошлом году МЭР прогнозировало рост ВВП на уровне 3,6%, уже были очевидны факторы, указывавшие на замедление».
Тем не менее полномасштабного кризиса, по мнению аналитика, ждать не стоит: «Можно лишь говорить о начале длительного (как минимум два-три года) периода низких темпов экономического роста, то есть о стагнации. Главная причина происходящего уже много раз называлась – исчерпание потенциала роста экономики, основанного на высоких ценах на нефть».
Руководитель направления по макроэкономике банка «Петрокоммерц» Дмитрий Харлампиев. отмечает, что в следующем году, по прогнозу МЭР, должно начаться ускорение экономики. Также ожидается повышение темпа роста реальных располагаемых доходов и сохранение стабильного уровня безработицы.
Д. Харлампиев полагает, что Минэкономразвития было вынуждено обновить оторванный от реальности прогноз в силу объективных фактов - низкого инвестиционного спроса, снижения объемов товарного экспорта, достаточно интенсивного оттока капитала, а также растущего показателя изношенности основных фондов.
В то же время определенные надежды возлагаются на восстановление европейской экономики (на долю ЕС приходится более 50% российского экспорта), а также на текущую и прогнозируемую благоприятную конъюнктуру рынка нефти. «Вероятность рецессии в течение ближайшего года я оцениваю не более чем в 30%», - прогнозирует банкир.Проще говоря, ничего экстренного не произошло, а замедление экономики, которое МЭР наконец-то признал реальным, прослеживалось уже давно. Но заметим ли мы какие-то перемены в стабильной жизни, выкормленной долгим нефтяным изобилием?