Международная конференция по борьбе с мошенничеством
EXPERIAN ANTI-FRAUD DAY 2013
ИТОГИ
19 апреля 2013 г. в Москве, в Центре Digital October состоялась Международная Конференция, посвященная предотвращению мошенничества в банковской отрасли – Experian Anti-Fraud Day 2013.
Конференция была посвящена мошенничеству в финансовой сфере: какие существуют эффективные способы выявления самых разных видов мошенничества, какие разработаны и уже внедряются инновационные технологии по предотвращению финансовых и репутационных рисков связанных с мошенничеством, и какие из этих методов и с какой эффективностью применяют на практике крупнейшие финансовые организации США, Европы и России.
Мировым опытом по противодействию финансовому мошенничеству поделился Кен Чемберлен, Директор службы по борьбе с мошенничеством Ренессанс Кредит. Особое внимание он уделил необходимости развивать сотрудничество с правоохранительными органами. Эффективность этой стратегии очень высока в тех странах, где были созданы мощные полицейские структуры, которые специализируются на оперативном реагировании по факту финансового мошенничества. Дэвид Кэмпбелл, Директор управления сервисов противодействия мошенничеству и идентификации Experian, отметил, что с возрастающей долей IT-технологий в мировой банковской системе, уменьшается доля традиционных банковских инструментов. финансовое мошенничество также развивается в русле этой тенденции.
"Мошенничество становится уделом профессионалов, а не рядовых граждан, - комментирует ситуацию генеральный директор ЦЭА-Интерфакс Михаил Матовников, - изобретательность мошенников уходит в технологическую сферу". И в первую очередь касается бизнеса банковских карт и онлайн-услуг кредитных организаций. Г-н Матовников подчеркнул, что кредитные бюро в этой связи эффективно помогают отсекать самые очевидные факты мошенничества.
По оценкам экспертов рынка, объем кредитного мошенничества за 2012 год увеличился на 31%. Причем, структура банковских рисков существенно изменилась за последнее десятилетие. В начале 2000–х финансовые мошенничества могли привести к банкротству банка. Теперь речь идет о возросших затратах на борьбу с преступниками и на инструменты предупреждения их акций.
Дмитрий Пономарев, Начальник отдела по выявлению и предотвращению мошенничества из управления розничных кредитных рисков ЮниКредит Банка привел примеры эффективной борьбы с мошенниками – одним из самых эффективных он назвал сочетание в бизнес-процессах банка сервиса Национальный Хантер (сервис противодействия заявочному мошенничеству, ОКБ) и локального Hunter'a (внутрибанковское решение по предотвращению заявочного мошенничества от Experian). Так например, с помощью Hunter была выявлена и расследована мошенническая схема по Москве и Санкт-Петербургу, в рамках которой мошенники предоставляли поддельные справки 2НДФЛ и трудовые книжки. "Благодаря Hunter нам удалось связать между собой более 150 заявок клиентов из 17 организаций с пересечениями по номерам ТК, - рассказывает Дмитрий Пономарев, - для нас это означает, что все эти клиенты воспользовались помощью одной и той же группировки. Мошенническая атака на банк не прекращается, но мы приспособились легко диагностировать и предотвращать потери от данной группировки".
Эффективность применения сервиса Национальный Хантер вкупе с разработанным Experian решением Hunter была высоко оценена Юрием Каревым (Сбербанк). В целом, по оценкам банков-партнеров в рамках сервиса, прямой эффект от подключения к Национальному Хантеру – снижение риска финансовых потерь от "безнадежных" долгов на целых 20-30%.
Как отметил Максим Чуриков, директор по стратегическим инициативам Experian, чем более активно люди пользуются on-line услугами, тем больше мошенников переключают свое внимание на онлайн-банкинг и карты. Однако, еще большую опасность для банков представляют внутренние и "околобанковские" преступники. Зачастую, самые серьезные финансовые атаки на банки организованы или координируются изнутри.
По словам Камаля Буши, Первого Вице-президента БИНБАНКа, в Европе наблюдается не просто рост мошеннических операций, а переход от "оппортунистических попыток" к организованным нападениям на банки, фактически созданию целой преступной отрасли. Мошенники объединяются в сети, ставят на поток создание фальшивых документов. Организованно делают запросы на кредит, получают займы и следом атакуют другие банки.
Еще одна сторона, интересы которой затрагиваются действиями преступников – это страховые компании. Российские игроки этого рынка оценивают свой ущерб от мошенников в 40-50 млрд. рублей ежегодно. При этом их "рынок мошенников" часто пересекается с банковским. Очевидно, что опыт банков крайне ценен для страховых компаний. Иван Колупаев (СК Цюрих) отметил, что ситуация становится настолько масштабной, что страховые компании всерьез обдумывают возможность создания собственной единой базы по мошенникам.
Даниэль Зеленский, глава московского филиала Experian и генеральный директор ОКБ, отметил, что у борьбы с мошенничеством есть и свой нюанс. Заключается он в том, что для финансовых организаций равнозначно невыгодно как "недобдеть", так и "перебдеть". При слабой системе борьбы с мошенничеством финансовая организация теряет прибыль, выдавая кредит неблагонадежному заемщику. При чрезмерно строгой – недополучает прибыль, отказывая в кредите вполне благонадежному гражданину. Иными словами, рисками, связанными с мошенничеством нужно управлять и управлять крайне грамотно.
Среди самых эффективных в борьбе с мошенничеством и управления рисками помимо Национального Хантера и локального Hunter'a были высоко оценены такие сервисы как сервис идентификации личности – IDV (ID Verification), сервис отслеживания репутации электронных устройств, с которых осуществляются запросы на финансовые транзакции Reputation Manager 360 и сервис отслеживания изменений в финансовом поведении заемщика – Триггеры.
Конференция была организована мировым лидером по предоставлению информационно-аналитических услуг компанией Experian. Генеральным партнером выступило одно из крупнейших на российском рынке и лидирующее по количеству и качеству предоставляемых сервисов – Объединенное кредитное бюро (ОКБ).
В Experian Anti-Fraud Day 2013 приняли участие более 200 человек, CEO, CFO, CIO, Risk Officers, Strategy Officers, вице-президенты 82-х банков, страховых, микрофинансовых и иных финансовых организаций, руководители подразделений, ответственные за противодействие мошенничеству, контроль и управление рисками: Сбербанк, Альфа-банк, МТС-Банк, Ренессанс Кредит, Райффайзенбанк, Юникредит Банк, УРАЛСИБ, БИНБАНК, НБ ТРАСТ, Связной Банк, Совкомбанк, MoneyMan, МигКредит, Ситибанк, Банк Москвы и др.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Experian
Мировой лидер в области информационно-аналитических услуг. Компания предоставляет уникальные данные, а также аналитические инструменты для клиентов в более чем 80 странах. Experian оказывает поддержку банкам в сферах управления кредитными рисками, предотвращения мошеннических операций, маркетинга и автоматизации процесса принятия решений. Также Experian помогает частным лицам проверять свою кредитную историю и защищать свои личные данные от воровства и мошенничества. Компания Experian существует на рынке более 30 лет. Experian котируется на Лондонской фондовой бирже (EXPN). Акции компании входят в базу расчета индекса FTSE 100. Experian насчитывает около 17 000 сотрудников. Представительства Experian открыты в 44 странах мира. Доход компании за 2012 финансовый год составил 4,5 млрд. долл. США. Корпоративная штаб-квартира Experian расположена в Дублине (Ирландия), головные операционные офисы в Калифорнии (США), Ноттингеме (Великобритания), Сан-Пауло (Бразилия).
experian.ru.com
Объединенное кредитное бюро (ОКБ)
Создано в 2004 году, входит в тройку крупнейших кредитных бюро России и уже третий год является самым быстрорастущим бюро на российском рынке. Его учредители – Сбербанк, ведущий мировой оператор кредитных бюро Experian, и "Интерфакс". Бюро является лидером в сфере развития сервисов по оценке кредитных рисков, в частности, скорингов, и по борьбе с мошенничеством. В числе клиентов Бюро – более 500 банков и операторы мобильной связи.
По данным на март 2013 г. в базе данных ОКБ хранится 105 млн. кредитных историй. Доля информативных ответов (хит-рейт) составляет 90%.Объединенное Кредитное Бюро уделяет большое внимание не только количеству кредитных историй в базе данных, но и качеству их обработки, т.е. перечню и специфике предоставляемых услуг и сервисов. За 2012 год введены в работу три новых сервиса – сервис уведомлений об изменениях в поведение заемщиков Триггеры, сервис по ID верификации клиента и уникальный сервис по созданию унифицированного портрета заемщика Объединенный кредитный скоринг, оптимизирован сервис отслеживания мошеннических заявок Национальный Хантер.
В арсенале Бюро: совместная работа с крупнейшими банками РФ и сервисы, разрабатываемые с учетом лучшего опыта мирового лидера в области информационно-аналитических услуг компании Experian. Эти факторы позволяют Объединенному Кредитному Бюро прочно удерживать лидерские позиции на рынке БКИ и в целом благотворно влиять на развития цивилизованного рынка розничного кредитования.
bki-okb.ru
Источник: PR-агентство ABR
24.04.2013