Москва, 16 ноября /ФИС/. Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса в банке «Открытие», входит в группу ВТБ) проанализировали результаты продаж октября и 10 месяцев 2023 года на рынке легковых автомобилей с пробегом. Второй месяц подряд количество сделок продолжало падать: было зафиксировано 579,2 тысячи перерегистраций. Это на 3% меньше, чем в сентябре и на 11% — по сравнению с рекордным августом. В топ-20 популярных брендов не нашлось ни одного, который бы так или иначе не сократил продажи. Суммарно общий объем продаж подержанных легковых автомобилей в текущем году составил 5,58 миллионов «штук» (+26%), а по итогам года может составить порядка 6,8-6,9 миллиона авто.
Начиная с марта и вплоть до конца июля текущего года в сегменте подержанных автомобилей продолжался ожидаемый «высокий сезон». Ежемесячно через классифайды проходило в среднем 580-600 тысяч сделок. Здесь продолжали активнее оборачиваться деньги тех клиентов, которые раньше покупали новые машины в автосалонах. В августе, несмотря на сезон отпусков, на фоне новостей о предстоящем повышении утилизационного сбора и о новых таможенных препонах со стороны Японии рынок и вовсе взлетал до 650 тысяч сделок. После этого рекорда мы продолжаем наблюдать падение рынка. Общий объем вторичного авторитейла в октябре составил 579,2 тысячи машин. Это на 3% меньше, чем в сентябре, и на 11% — по сравнению с рекордным августом.
Неохотнее всего клиенты расставались в октябре с автомобилями марок Lexus и BMW, по которым количество сделок сократилось на 9-10%. В то же время дешевые автомобили Chevrolet и Lada продолжали перепродаваться почти в том же высоком летнем темпе.
Так или иначе, лидеры рынка автомобилей с пробегом остались прежними. Более чем с двукратным отрывом от ближайшего преследователя первое место в октябре сохранила Lada (143,3 тысячи сделок). Но в модельном разрезе этого бренда произошли изменения. Продавцы Lada Granta стали поднимать на свой товар цены агрессивнее, чем владельцы более возрастных «семерок» и ВАЗ-2114. Кроме того, рынок оказался щедро наполнен «Грантами», недавно вышедшими с завода. Это привело к тому, что в модельном зачете во вторичном сегменте этот автомобиль опустился на третью строчку. Лидером же нашего авторитейла в октябре остается ВАЗ-2107 (13 062 сделки). Это на +3% или на 364 перерегистрации больше, чем в сентябре.
На второй и третьей ступеньках пьедестала популярности среди марок остались Toyota (60 055 сделок, — 4,2%) и Kia (32 625 сделок, — 4,8%). Японских и корейских автомобилей этих брендов по-прежнему очень много на рынке. Именно они, несмотря на прекращение официальных поставок, продолжают входить в топ-10 популярных и среди новых машин. Поэтому Toyota и Kia наверняка сохранят свои места в рейтинге вторичного рынка не только в текущем, но и в 2024 году. В целом незыблемом топ-20 марок в октябре наибольшую отрицательную динамику продемонстрировали подержанные Lexus и BMW — на 9-10% относительно сентября. В свою очередь объемы продаж иномарок, которые играют в наиболее бюджетных сегментах (Chevrolet и Daewoo), практически не меняются.
Можно добавить, что в отличие от рынка новых автомобилей, где бал давно правят кроссоверы, во вторичном сегменте наиболее востребованы седаны. Просто потому, что затраты на их приобретение и содержание остаются заметно меньше. Среди иномарок здесь лидерство сохраняет Kia Rio (11 597 а/м, — 2,6%). Эта модель остается высоколиквидной, сроки ее продажи в большинстве регионов не превышают 8-10 дней. Почти то же самое можно сказать о двух других моделях этого же сегмента: Ford Focus (11 388 a/м, −3,5%) и Hyundai Solaris (10 986 а/м, −4,7%). В пятерку лучших по популярности седанов традиционно входят также Toyota Corolla (10 035 a/м, −1%) и Volkswagen Polo (8 995 а/м, +3,2%). А в десятке седанов в октябре можно обнаружить Toyota Camry (8 089 а/м), Renault Logan (7 332), Volkswagen Passat (4 694), Mitsubishi Lancer (4 611) и Daewoo Nexia (4 268).
В целом по рынку весь текущий год первая двадцатка популярных марок остается неизменной по составу. Ближайший к «верхушке» китайский бренд — это Chery. Он лишь на 27-м месте в общем рейтинге и в октябре (3 775 машин) и за 10 месяцев 2023 года (34722), то есть пока его позиция практически не меняется. Больше всего сделок среди «китайцев» происходило в октябре с моделью Chery Tiggo T11 (819 машин), которая выпускалась с 2005 по 2016 год. Купить их можно в среднем за 600-700 тысяч рублей. Стать клиентом любой новой китайской модели продавцам T11 довольно затруднительно, так как сейчас их ждет трех-четырехкратная доплата. Невелика и относительно стабильна пока и общая доля «китайцев» на рынке с пробегом — всего 2,36% по итогам второго месяца осени. За российскими и японскими марками по-прежнему сохраняется больше половины рынка — 28% и 26% соответственно. Далее следуют немецкие, корейские и американские марки (14%, 13% и 7% соответственно). Итоги 10 месяцев 2023 года отличаются лишь тем, что российские и японские бренды поменялись долями рынка: накопительным итогом с начала года чаще всего в пробежном авторитейле продавались японские машины.
За 10 месяцев текущего года чаще по сравнению с аналогичным периодом прошлого чаще всего перепродавали машины марок Honda, BMW и Subaru (прирост продаж на 41-42%). Продажи лидера вторичного рынка, LADA, выросли за это время всего на 16%.
Марина Дембицкая, руководитель «Открытие Авто (блок автобизнеса банка «Открытие»):
«Общий объем продаж во вторичном сегменте за 10 месяцев составил 5,6 миллиона машин. Это на 26% больше к аналогичному периоду 2022 года, когда годовой объем рынка проваливался ниже шести миллионов „штук“. В текущем году авторитейлы ожидают повышение продаж подержанных машин в пределах 15-20%. Нынешнее падение рынка при благоприятных обстоятельствах в экономике может прекратиться уже в ноябре. В свою очередь рост продаж автомобилей с пробегом через официальные салоны будет заметно более весомым. По данным „АвтоБизнесРевю“ по итогам I полугодия он уже составлял 42%. В целом за год, несмотря на наметившееся осенью снижение, в сегменте легковых подержанных автомобилей может состояться, по нашим оценкам, порядка 6,8-6,9 миллиона сделок».
Антон Ганжа, руководитель бренда Pango Cars:
«Основными трендами первых 10 месяцев стали рост спроса на качественные автомобили с пробегом с продленной гарантией и возможность покупки в кредит. С рынка ушел большой сегмент зарубежных брендов, и не все их клиенты пересаживаются на китайские автомобили, но по-прежнему хотят покупать привычные им машины с гарантией и качественным обслуживанием. На нашем классифайде мы фиксируем повышенный интерес к проверенным автомобилям Toyota, KIA, Skoda, Hyundai и Renault. Поисковые запросы этих марок составляют порядка 50% от общего объема запросов»
Топ-20 популярных марок среди а/м с пробегом по итогам продаж октября 2023 года
№ |
Марка |
Октябрь 23 |
Сентябрь 23 |
Январь-октябрь 23 |
Октябрь 23 / сентябрь 23 |
|
1 |
LADA |
143293 |
144389 |
1294953 |
-0,8% |
|
2 |
Toyota |
60055 |
62672 |
610436 |
-4,2% |
|
3 |
Kia |
32625 |
34266 |
327720 |
-4,8% |
|
4 |
Nissan |
28046 |
30038 |
281713 |
-6,6% |
|
5 |
Hyundai |
27755 |
28950 |
280322 |
-4,1% |
|
6 |
Volkswagen |
25425 |
26046 |
245822 |
-2,4% |
|
7 |
Chevrolet |
19784 |
19820 |
184244 |
-0,2% |
|
8 |
Renault |
19352 |
19815 |
190128 |
-2,3% |
|
9 |
Ford |
18723 |
19512 |
184531 |
-4,0% |
|
10 |
Honda |
16767 |
17955 |
178253 |
-6,6% |
|
11 |
BMW |
15739 |
17203 |
165670 |
-8,5% |
|
12 |
Mitsubishi |
14436 |
14964 |
141405 |
-3,5% |
|
13 |
Mercedes-Benz |
14341 |
15184 |
145630 |
-5,6% |
|
14 |
Škoda |
13345 |
13910 |
130049 |
-4,1% |
|
15 |
Mazda |
12606 |
13086 |
123141 |
-3,7% |
|
16 |
Opel |
11800 |
12231 |
111932 |
-3,5% |
|
17 |
Daewoo |
11239 |
11365 |
101958 |
-1,1% |
|
18 |
Audi |
9729 |
10462 |
99057 |
-7,0% |
|
19 |
Lexus |
5542 |
6157 |
58320 |
-10,0% |
|
20 |
Subaru |
5289 |
5542 |
52390 |
-4,6% |
|
Топ-10 популярных иностранных седанов с пробегом по итогам продаж октября 2023 года
№ |
Марка и модель |
Октябрь 23 |
Сентябрь 23 |
Январь-октябрь 23 |
Октябрь 23 / сентябрь 23 |
1 |
Kia Rio |
11597 |
11903 |
113604 |
-2,6% |
2 |
Ford Focus |
11388 |
11800 |
112182 |
-3,5% |
3 |
Hyundai Solaris |
10986 |
11530 |
112118 |
-4,7% |
4 |
Toyota Corolla |
10035 |
10117 |
97584 |
-0,8% |
5 |
VW Polo |
8995 |
8717 |
83656 |
3,2% |
6 |
Toyota Camry |
8089 |
8544 |
87025 |
-5,3% |
7 |
Renault Logan |
7332 |
7454 |
70451 |
-1,6% |
8 |
VW Passat |
4694 |
4919 |
45437 |
-4,6% |
9 |
Mitsubishi Lancer |
4611 |
4686 |
43822 |
-1,6% |
10 |
Daewoo Nexia |
4268 |
4248 |
38715 |
0,5% |
«Открытие Авто» — блок автобизнеса в банке «Открытие». Входит в топ-5 ключевых игроков рынка по портфелю автокредитов. Партнерская сеть превышает 3,9 тысяч автосалонов по всей России. Среди клиентов банка — ведущие российские автодилеры, включая ТОП-10 игроков рынка, тройка крупнейших китайских автоконцернов, а также пул автопроизводителей, выпускающих более 65% всех новых HCV и LCV в РФ.
Pango Cars — это новая автомобильная экосистема, включающая в себя продажу сертифицированных автомобилей с пробегом по программе Pango Select, аренду автомобилей, C2B-аукцион, агрегатор объявлений — онлайн-витрину автомобилей pangocars.ru и другие сопутствующие услуги.
Источник: Пресс-служба банка «Открытие» по Сибирскому федеральному округу