В целом пандемия практически не повлияла на общий объем трат россиян, при этом приобретенная привычка оплачивать товары и услуги онлайн сохранилась и после снятия ограничений. По итогам года в сегменте электронной коммерции зафиксирован настоящий бум - его доля в обороте по основным категориям выросла до 15%. Больше всего на интернет-продажах заработали магазины электроники и бытовой техники: их онлайн-выручка за год пандемии увеличилась в 3,5 раза и превысила 115 млрд рублей. В 2,75 раза вырос объем интернет-продаж в магазинах одежды и обуви, достигнув 24 млрд рублей. На 162% увеличился онлайн-оборот продуктовых магазинов и супермаркетов – до 160 млн рублей.
Россияне стали чаще заказывать в интернете товары для дома и ремонта. В магазинах DIY (англ. do it yourself) объем онлайн-продаж вырос на 65% - до 1,8 млрд рублей. На 58% увеличился онлайн-оборот магазинов для детей, достигнув 1,3 млрд рублей. Онлайн-выручка кафе и ресторанов увеличилась на 9% год к году, до 16,3 млрд рублей.
Отрицательную динамику в электронной коммерции продемонстрировали отрасли с традиционно высокой долей интернет-оборота, которые наиболее сильно пострадали из-за пандемии. В два раза сократились онлайн-продажи авиабилетов и туров – до 35,8 млрд рублей. На 70%, до 4,8 млрд рублей, уменьшилась онлайн-выручка театров и музеев.
«В непростой пандемийный год российский бизнес сумел перестроиться под новые реалии и ограничения режима самоизоляции. Несмотря на то, что во многих отраслях ограничения были сняты еще летом, россияне продолжили покупать онлайн гаджеты, одежду, обувь, товары для дома и даже продукты в супермаркетах – здесь сыграли роль как удобные сервисы доставки, разработанные магазинами, так и новые привычки, сформировавшиеся у населения за время пандемии. Не увеличились, а ожидаемо снизились объемы интернет-продаж в сфере общественного транспорта, авиаперевозок и организованных туров. Однако в этом году при улучшении эпидемиологической ситуации они могут существенно нарастить обороты на фоне всплеска интереса к внутреннему туризму, а в целом доля онлайн-шопинга продолжит расти», - говорит Алексей Киричек, вице-президент, руководитель департамента эквайринга ВТБ.
Данные основаны на статистике эквайринговых терминалов ВТБ, установленных на территории России, а также на площадках электронной коммерции.
Источник: Пресс-служба банка ВТБ по Сибирскому федеральному округу