Москва, 31 января /ФИС/ Кредитный портфель в сегменте малого и микро бизнеса в Райффайзенбанке вырос на 25% за 2019 год. Банк решил проанализировать1 объемы и частоту кредитов в сегменте и выяснил, какие факторы на них могут влиять.
Когда малому бизнесу нужны кредиты?
Согласно опросам, проведенным банком, потребность в кредитовании есть у трети всех клиентов. При этом по своей специфике на начальном этапе малому и микро бизнесу наиболее интересно расчетно-кассовое обслуживание, а за кредитами компании обращаются позже, когда возникает необходимость роста.
Какие компании берут самые большие кредиты?
Размер кредита меняется в зависимости от возраста компании (сравнивались медианные значения). Наименьшие суммы берут в кредит компании возрастом один-два года. К пяти годам кредитный лимит утраивается, а к 8 годам увеличивается в 5 раз и достигает своего первого пикового значения в почти 8 млн руб. Затем размер кредита немного снижается, но ближе к «совершеннолетию» начинает резко расти, к 17 годам он увеличивается еще в 1,7 раз и достигает своего максимального значения2. При этом корреляции между размером годового оборота компании и ее возрастом нет.
На размер кредитного лимита влияет специфика отрасли3, в которой работает компания. Самые большие кредитные лимиты отмечены у компаний, занимающихся недвижимостью. Средний размер кредита у них составил 16,8 млн руб. Второе и третье место занимают деятельность в области отдыха и развлечений (15,5 млн руб.) и энергетика (14,9 млн руб.). За ними следуют здравоохранение и электроника со средними кредитными лимитами 13,8 и 13,6 млн руб. соответственно.
Исследование выявило также корреляцию между размером кредита и возрастом учредителя4 компании. Чем старше предприниматель, тем выше размер кредита (сравнивались медианные
значения), и наоборот. Самые большие крдиты берут предприниматели пенсионного возраста.
Кто чаще берет кредиты?
Логично, что чем старше компания, тем больше кредитов она успевает взять за свою жизнь. Поэтому в исследовании банк выделил отрасли5, в которых частота кредитов отличается в большую сторону. Такими отраслями стали добыча полезных ископаемых, строительные материалы, энергетика, пищевая промышленность и производство оборудования.
Отрасль |
Среднее количество кредитов за три года (2017-2019) |
Добыча полезных ископаемых |
3.9 |
Строительные материалы |
3.8 |
Энергетика |
3.7 |
Пищевая промышленность |
3.7 |
Производство оборудования |
3.5 |
«Рост темпов кредитования малого и микро бизнеса в нашем банке мы связываем в первую очередь с автоматизацией и упрощением процесса кредитования, а также ростом количества кредитов, привлеченных с использованием онлайн-каналов, — с 10 до 85% за десять месяцев 2019 года. В связи со снижением процентных ставок последние несколько лет доступность кредитов для малого бизнеса повысилась», — пояснил Денис Скоков, руководитель управления по работе с малым бизнесом Райффайзенбанка.
1 В исследовании использовались данные за 2017-2019 гг.
2 Компаний, зарегистрированных более 17 лет назад, в портфеле Райффайзенбанка существенно меньше, чем всех остальных, поэтому в анализе они не учитывались.
3 При анализе учитывались только те отрасли, из которых более 10 клиентов взяли кредиты.
4 Анализ основан на возрасте учредителя компании, при условии, что банк располагает этой информацией. Если такой информации об учредителе нет, компания не включалась в анализ.
5 Рассматривались компании, ставшие клиентами банка до 1 января 2017 года.
Источник: Пресс-служба АО "Райффайзенбанк"