Послание президента
Москва, 16 января /ФИС/ Сегодня, спустя всего несколько часов после выступления Владимира Путина правительство Дмитрия Медведева ушло в отставку. На данный момент известно только, что Дмитрий Медведев займет специально созданный для него пост заместителя главы Совета безопасности. Рубль минимально отреагировал на новость: основной вопрос заключается в том, кто будет назначен новым премьером. Хотя краткосрочно назначение может может вызвать некоторую волатильность на рынке, мы не считаем, что это меняет макрокартину российской экономики, основные стержни которой были сегодня анонсированы президентом во время его выступления.
Президент Путин призвал сосредоточиться на поддержке молодого поколения… Экономическая часть сегодняшнего послания Владимира Путина была ориентирована на оказание поддержки молодому поколению и повышение уровня рождаемости (сейчас этот покажзатель составляет 1,5 на одну женщину). Учитывая, что 70-80% россиян за чертой бедности - это семьи с детьми, президент объявил (1) об увеличении денежных выплат на одного ребенка до трех лет (2) о предоставлении выплат на детей от трех до семи лет и (3) о продлении и индексации программы материнского капитала до 2026 г. Последнее предложение обеспечивает семьям, имеющим детей, финансовую помощь на покупку недвижимости – теперь эта программа поможет семьям с тремя детьми получить от государства до 1,0 млн руб. ($16 000). Программа материнского капитала была запущена в 2007 г., когда средний коэффициент рождаемости составлял 1,4; сейчас президент планирует повысить его до 1,7 на одну женщину к 2024 г., что выглядит достижимым.
… установил четкие ориентиры по росту … Второй важный момент сегодняшнего выступления президента посвящен краткосрочным экономическим ориентирам. Владимир Путин указал на то, что рост российского ВВП в 2021 г. должен превзойти мировой темп роста (сейчас прогноз Всемирного банка этого показателя составляет 2,6%). Инвестиционный рост должен превысить 5% г/г, а доля инвестиций к ВВП – увеличиться до 25% к 2024 г. При ожидаемом росте ВВП на 1,3% по итогам 2019 г. эти ориентиры представляются весьма амбициозными и свидетельтсвуют об усилении давления на экономический блок правительства.
… и предложил внести изменения в Конституцию: Третий важный момент в выступлении президента связан с предложением внести ряд изменений в Конституцию. Главным образом речь идет о расширении полномочий парламента - президент предложил предоставить право госдуме утверждать не только кандидатуру премьерминистра, но и федеральных министров. Предполается также, что кандидат на пост президента РФ должен быть резидентом России на протяежнии не менее 25 лет. Эти поправки, видимо, предлагается вынести на референдум.
Минфин оценивает бюджетные стимулы на уровне 400-450 млрд руб.: Первоначальные ожидания в отношении размера пакета социальных мер составляли примерно 1 трлн руб. и, как ожидалось, должны были быть реализованы через освобождение от уплаты НДФЛ малоимущих категорий населения. Объявленный размер поддержки оказался ниже и составит примерно 0,3% ВВП в 2020 г., однако мы считаем, что структурно объявленный пакет социальных мер выглядит лучше. Он, главным образом, ориентирован на молодые семьи, и, во-вторых, не расчитан на потребление, но скорее направлен на ипотечный рынок и, следовательно, на поддержку строительства. В итоге, мы пересматриваем прогноз экономического роста на 2020 год с 1,4% г/г до 1,8% г/г.
Мы считаем, что два ключевых вывода из послания президента, – это улучшение перспектив роста на 2021 г… Накануне сегодняшнего выступления президента мы ожидали, что политическая элита в России вполне удовлетворена улучшением перспектив роста на 2020 г. в связи с ослаблением геополитической напряженности, однако сейчас складывается впечатление, что Владимир Путин намерен настаивать на необходимости реализовавывать дополнительные меры. Поскольку ЦБ провел цикл быстрого понижения ставки в 2019 г., и процентные ставки уже сейчас благоприятны для роста, ускорение роста должно быть обеспечено усилиями других ведомств. Это в сочетании с конкретными целями, объявленными на 2021 г., предусматривает повышение шансов для бюджетных стимулов не только на этот, но и на будущий год, что улучшает наш прогноз роста на 2021 г..
…и повышение вероятности передачи власти в 2024 г.: Второй момент связан с тем, что предложенные конституциональные изменения указывают на возможность смены власти. Конечно же, это не является гарантией того, что смена власти обязательно произойдет, однако поправки к Конституции через референдум указывают на то, что этот сценарий исключать не стоит. Для российского рынка, который отвык включать в свои котировки премию за политический риск, такое решение является некоторым вызовом, однако это вовсе не означает ухудшение перспектив динамики рынка.
Источник: Пресс-служба АО "Альфа-Банк"