Москва, 03 октября /ФИС/ Компания Experian опубликовала "Отчет о тенденциях финансово-технологического рынка" (Fintech Marketplace Trends Report), который демонстрирует интересные результаты в отношении потребительских кредитов без обеспечения, предоставляемых финтех-компаниями. Согласно отчету, растет конкуренция в области потребительского кредитования между традиционными финансовыми учреждениями и финтех-компаниями, причем последние за 4 года более чем вдвое увеличили свою долю рынка – до 49,4% по сравнению с 22,4% в 2015 г. Данные Experian также показывают значительный рост категории необеспеченных потребительских кредитов за последние 4 года: в марте 2019 г. было выдано 1,3 млн новых кредитов против 656 000 в марте 2015 г.
Сравнивая суммы выдаваемых кредитов, Experian установил, что средняя сумма кредита в компаниях финансово-технологической отрасли составила $5 548, тогда как у традиционных кредитных учреждений такая сумма достигла $7 383. Это разительно отличается от пикового периода 2016 г., когда средняя сумма кредитов, выдаваемых финтех-компаниями, приблизилась к $12 000. Хотя средняя сумма кредита финтех-компаний на протяжении времени стабильно снижается, заемщики все чаще обращаются в кредитные учреждения финтех-отрасли за потребительскими кредитами без обеспечения.
Финансовый профиль сегодняшнего заемщика финтех-компаний в США
Сегодня американский заемщик финтех-компаний имеет среднее значение VantageScore® на уровне 650, что на десять пунктов ниже, чем в 2016 г., в то время как для традиционных заемщиков этот показатель равен 649 и вырос на один пункт по сравнению с 2016 годом.
При сравнении портфелей и средних кредитных скоринговых баллов клиентов финтех-компании и традиционных финансовых учреждений Experian установила, что в финтех-отрасли больше заемщиков достаточно благонадежной категории (near prime), чем в традиционных кредитных организациях: 33,6% против 27,8%. В то время как традиционные банки привлекают самых благонадежных клиентов (категория super prime, 6,8% по сравнению с 5,5% у финтех-компаний), у них также больше заемщиков высокорисковой категории (subprime, 26,5% против 24,6% у финтех-компаний) и очень высокой категории риска (deep subprime, 2,9% по сравнению с 1% у финтех-компаний). Благонадежные заемщики категории prime составляют 35,9% у традиционных учреждений и 35,3% у финтех-компаний. Это свидетельствует о том, что финтех-компании присоединяются к массовым направлениям и фактически ориентируются на тех же клиентов, что и традиционные банки. Скоринговые баллы заемщиков распределяются по категориям следующим образом: самые благонадежные заемщики (super-prime): 781 – 850, благонадежные (prime): 661 – 780, достаточно благонадежные (near prime): 601 – 660, высокорисковые (sub-prime): 500 – 600 и очень высокой категории риска (deep sub-prime): 300 – 499.
Из отчета также следует, что уровень просроченной задолженности у традиционных кредитных учреждений растет, а у финтех-компаний остается достаточно стабильным. Как показал анализ, 5,7% традиционных кредитов имеют просроченную задолженность 90 дней и более, что составляет рост в 46% в годовом исчислении. При этом хотя финтех-компании имеют аналогичный процент просроченной задолженности (5,4% просрочки в 90 дней и более), у них отмечено снижение уровня просроченной задолженности в годовом исчислении на два процента.
"Мы видим, что финтех-компании предлагают оптимизированное обслуживание в цифровом пространстве с ориентацией на клиента. Возможно, именно этим объясняется их существенный рост в области потребительских кредитов, – комментирует Грег Райт, директор по контролю производства, Experian Consumer Information Services. – Вероятно, популярность финтех-компаний будет только расти, поскольку они устраняют потенциальные барьеры для заемщиков и тем самым повышают удовлетворенность клиентов от обслуживания".
Заёмщики финтех-компаний - кто они?
В отчёте Experian не только проанализированы финансовые профили заёмщиков, но и установлено, какие поколения наиболее склонны брать потребительские кредиты в финтех-компаниях, а не в традиционных банках: