Важно отметить, что растет и количество юридических лиц, информация о долгах которых также передается в НБКИ. За 10 месяцев 2018 года их уже насчитывается около 3,2 тыс. ед., увеличение с начала года составило 28,0% (на 01.01.2018г. – 2,5 тыс. ед.). В соответствии с федеральным законом №218 «О кредитных историях», с 2015 года в кредитных историях граждан и организаций фиксируется информация о факте неисполнения в 10-дневный срок решений суда по внесению платы за коммунальные услуги. При этом передача данных в бюро кредитных историй осуществляется самими предприятиями, предоставляющими населению услуги ЖКХ.
Кредитная история является, по сути, документом о состоянии финансовой репутации и платежной дисциплины гражданина. Поэтому внесение в нее записи о неисполненном решении суда по оплате услуг ЖКХ означает фактический запрет на получение последующих кредитов или же значительное ухудшение их условий (ставки, срока, суммы и т.д.). При этом любые записи в кредитных историях хранятся в течение 10-ти лет. Таким образом, на протяжение этого периода времени информация о не погашенной по решению суда задолженности граждан за услуги ЖКХ будет доступна всем кредиторам - банкам, микрофинансовым организациям, ломбардам.
«Сотрудничество предприятий ЖКХ и НБКИ является одним из наиболее действенных способов по сокращению задолженности населения за потребленные жилищно-коммунальные услуги, - говорит генеральный директор НБКИ Александр Викулин. – В последнее время предприятия ЖКХ расширяют спектр инструментов взыскания и передают в НБКИ информацию не только по «крупным» долгам за ЖКУ, но и по менее значительным суммам задолженности. Поэтому средний размер такой задолженности немного снижается. Также стоит отметить достаточно существенные темпы роста передачи в НБКИ данных по долгам юридических лиц.
В целом, как показывает практика, около половины всех злостных неплательщиков полностью или частично погашают имеющуюся у них задолженность в кратчайшие сроки после того, как узнают о попадании данной информации в их кредитные истории. Во многом это объясняется тем, что передача данных о долгах за ЖКУ в НБКИ не позволяет данным гражданам претендовать в дальнейшем на кредитные ресурсы банков, МФО, ломбардов и прочих кредиторов».
«По состоянию на начало ноября 2018 года, дебиторская задолженность за электроэнергию сохраняется на высоком уровне, - комментирует председатель правления Ассоциации «Надёжный партнёр» Андрей Романчук. - Так уровень задолженности розничными потребителями составил порядка 256,5 млрд руб., прирост с начала года составил 30 млрд руб. При этом, задолженность населения за электроэнергию составила 52 млрд руб., увеличившись с начала года на 6,7 млрд руб. Средний уровень расчётов оставляет 96,7% снизившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,7%. Передача данных в бюро кредитных историй, на фоне общего увеличения объёмов кредитования населения, становится одним из наиболее эффективных инструментов работы по взысканию
просроченной задолженности, однако, пока не может выполнять функцию предупреждения возникновения задолженности за жилищно-коммунальные услуги и связи с ограничениями в законе "О кредитных историях" связанных с возможностью направления информации о наличии задолженности только после вступления в силу решения суда. Такая ситуация не позволяет полностью раскрыть потенциал механизма работы предприятий ЖКХ и энергетики с НБКИ. В ближайшее время мы планируем обсудить с экспертным сообществом параметры изменений в действующем законодательстве и предложить регулятору выступить с законодательной инициативой о возможности передачи данных о платёжной дисциплине потребителей энергоресурсов или услуг ЖКХ в бюро кредитных историй».
Источник: Национальное бюро кредитных историй (АО «НБКИ»)