Москва, 15 октября /ФИС/ На форумах, в блогах и социальных сетях можно найти огромное количество записей, авторы которых жалуются на сомнительные списания со своего мобильного счета или кредитной карты. РОЦИТ рассказывает, что такое платные подписки, как не потратить большую сумму денег случайным кликом и как осознанно оплачивать подписки внутри мобильных и приложений и онлайн-сервисов.
Представьте, что вы захотели послушать новый трек своего любимого исполнителя онлайн. Вы заходите в поисковую систему, вбиваете название трека и кликаете по первой попавшейся ссылке. Открывается сайт с симпатичным фоном и кнопкой “Play” посередине страницы. Под плеером находится текст, написанный мелким шрифтом серого цвета, который сложно заметить без микроскопа. Вы нажимаете на кнопку, прослушиваете трек, и благополучно забываете об этом. Через месяц вы с удивлением обнаруживаете, что на вашем мобильном счете вдвое меньше денег, чем должно быть. При этом на сайте мобильного оператора написано, что условия вашего тарифного плана не изменились. Куда делись деньги? Далее вы заказываете детализацию расходов по вашему абонентскому счету. В ней указано, что прослушивание музыки в тот раз обошлось вам в 30 рублей, и при этом каждый день со счета списываются еще по 30 рублей. Что хочется сделать в этой ситуации? Гневно развести руками, а потом позвонить в техническую поддержку мобильного оператора и устроить скандал. Поздравляем, вы столкнулись с платной мобильной подпиской!
Что такое мобильные подписки?
Сами по себе мобильные подписки задумывались как безобидное явление. Они появились еще во времена WAP-интернета как сервисы, с помощью которых абонент может поставить на свой телефон необычный гудок, подписаться на еженедельный гороскоп или получать информацию в СМС о результате игр своей любимой футбольной команды. Для этого необходимо было отправить определенный набор цифр и символов, например, *558#.
Следующим этапом стали одностраничные сайты-лендинги с платным контентом. Они работают по специальной партнерской программе операторов связи. Это происходит так: абонент посещает какой-либо сайт, при входе на этот сайт он перенаправляется на другой сайт с очень большой красивой кнопкой “ОК” или “Загрузить”. Нажимая на кнопку, абонент соглашается с условиями и подписывается на услугу. Он получает какой-то контент (он даже может не знать об этом), а с его счета каждый день/неделю/месяц списываются деньги.
Как можно попасться на крючок?
Несмотря на то, что сайты с платным контентом работают с мобильными операторами официально, и те и те используют различные ухищрения для заработка денег с доверчивых абонентов. Например, информация о том, что пользователю предлагается платная услуга, обычно написана мелким шрифтом в самом низу страницы. При нажатии на кнопку абоненту не приходит смс с просьбой о подтверждении услуги. То есть, узнать заранее о том, что вы случайно на что-то подписались и с вашего абонентского счета будут списываться деньги, не получится.
Очень часто мобильные операторы сами отправляют абонентам рекламные баннеры, которые открываются в браузере или в виде отдельного элемента меню. Так как это происходит внезапно (в этот момент вы можете набирать сообщение или играть в мобильную игру), очень легко нажать не туда и получить “сюрприз” в виде платной подписки. Самое неприятное — всплывающие окна с предложениями от мобильных операторов и их партнеров могут появляться поверх заблокированного экрана. Тогда их еще легче не заметить, нажать карманом на одну из кнопок и даже не знать, что вы на что-то подписались.
Как с этим бороться?
Если вы подозреваете, что с вашего абонентского счета списывается больше денег, чем нужно, узнайте у оператора, какие мобильные подписки у вас подключены. Вы можете сделать это либо в личном кабинете (Мегафон, Билайн, МТС, Теле2), либо с помощью смс-запроса:
- Мегафон — *583*2#
- Билайн — *110*09#
- МТС — *152*22#
- Теле2 — *144#
Чтобы обезопасить себя, вы можете завести специальный контентный счет, с которого будут списываться деньги за оплату услуг на коротких номерах. Если на этом счете не будет денег, то нежелательная подписка оформлена не будет, а деньги на вашем основном счету никто не тронет. Завести контентный счет вы можете в салоне мобильной связи вашего оператора.
Если вы увидели, что какое-то количество времени платили за платную услугу, которая была подключена без вашего желания, вы можете попробовать вернуть деньги. Для этого необходимо прийти в салон мобильной связи вашего оператора и написать претензию в свободной форме. Если вы подробно и обоснованно напишите, почему услуга была подключена без вашего ведома, есть вероятность, что вам удастся вернуть свои деньги.
Какие еще бывают подписки?
С развитием онлайн-сервисов и приложений появились подписки на сайтах и в различных приложениях. Это могут быть подписки на интернет-журналы, онлайн-кинотеатры, пакеты офисных приложений, музыкальные и стриминговые сервисы, внутриигровые подписки и т.д. От стандартных мобильных подписок они отличаются тем, что деньги могут списываться не только со счета мобильного телефона, но и с вашей банковской карты или онлайн-кошелька.
Мошенники не дремлют и в этой сфере. Около месяца назад в App Store появилось приложение Ancestry, которое якобы предложило пользователю сформировать его генеалогическое древо, считав информацию с отпечатка пальца. Для того чтобы начать поиск по вымышленной базе данных, программа требовала у пользователя заполнить свои данные и отсканировать палец. Никакими данными о родственниках приложение на самом деле не обладало, а отпечаток использовался исключительно, чтобы оформить подписку. Еженедельная плата за нее составляла около 100 долларов, что является достаточно большой суммой (представьте, это 400 долларов в месяц!). Хуже всего, что диалоговое окно с запросом на подтверждение подписки появлялось на экране спустя долю секунды после того, как пользователь прикладывал палец к сканеру. То есть, человек, не заметив окно оплаты, подтверждал еженедельный платеж, а мошенники начинали получать деньги.
А с ними что делать?
Чтобы не стать жертвой мошенников, недобросовестных разработчиков приложений или собственной невнимательности, следуйте нескольким правилам:
1. Перед установкой приложения несколько раз изучите, какие права оно требует при установке, на какие услуги оно вас подписывает и сколько это будет стоить.
2. Заранее прочитайте отзывы о приложении. Если у приложения слишком много негативных отзывов, или наоборот, только положительные (причем они могут все быть оставлены за короткий промежуток времени), не рекомендуем устанавливать его.
3. Если вы скачиваете приложение с бесплатной подпиской на месяц и не планируете продлевать её, поставьте себе напоминание отключить её за день до окончания бесплатного периода.
4. Многие люди считают, что, если они оформили подписку внутри десктопной программы или мобильного приложения, а потом удалили его, то подписка отменится сама. Это не так. Подписку практически всегда нужно отменять вручную, а условия её отмены указаны в описании приложения или в лицензионном соглашении. Читайте их внимательно!
Как отменить мобильную подписку: для iOS и Android.
Самое главное — подключайте и отключайте подписки осознанно. Если вы переходите с одной мобильной операционной системы на другую, не забудьте отключить подписки внутри музыкальных или других приложений. Спрашивайте себя несколько раз: “Нужен ли мне этот платный сервис, или я могу использовать его бесплатный аналог”. Не забывайте про правила безопасности. В этом случае вашему кошельку точно ничего не будет угрожать.
Если вы столкнулись с нежелательным списанием денег с вашего абонентского счета, или у вас возникли другие вопросы, связанные с платными подписками, обратитесь на Горячую Линию Рунета. Специалисты Горячей линии проконсультируют вас и при необходимости свяжутся с профильными организациями и госорганами, которые могут решить проблему.
Источник: РОЦИТ