Москва, 25 июля /ФИС/ Сергей Хестанов, советник по макроэкономике генерального директора «Открытие Брокер»:
Экономика – это наука о распределении ограниченных ресурсов. И одним из ключевых вопросов перераспределения является вопрос о налогах. Уровень совокупной налоговой нагрузки определяется степенью огосударствления экономики – чем она выше, тем выше и уровень налоговой нагрузки, и наоборот. В России степень огосударствления экономики составляет около 70%, что и предопределяет значительную налоговую нагрузку. Для российской структуры экономики – это неизбежная реальность.
Однако бесконечно повышать налоги тоже нельзя. Происходит либо переход «в тень» (где это возможно), либо бизнес вообще закрывается. Это вынуждает правительство быть очень аккуратным в вопросе повышения налогов. С другой стороны, если правительство явно ждёт заметного ухудшения экономической конъюнктуры, то желание повысить налоги выглядит рациональным. Это снижает риски того, что правительство не сможет выполнить свои социальные обязательства (самые чувствительные области – пенсии, пособия и зарплаты бюджетников). Из двух зол, как правило, выбирают меньшее, в данном случае – повышение налогов.
Выбор именно НДС для повышения доходов бюджета легко понятен. НДС составляет около трети доходов федерального бюджета (еще около трети – доходы от экспорта сырья, другая треть – всё остальное вместе взятое). Кроме того, НДС хорошо собирается. Уклониться от него сложно, а для крупного бизнеса почти невозможно. Это и предопределило выбор именно НДС для повышения. Повышение других налогов дало бы очень слабый эффект.
Размер повышения – с 18% до 20% – выглядит достаточно разумным (несколько лет назад НДС и был 20%, но потом был снижен до 18%). Меньшая величина дала бы меньший прирост доходов бюджета, заметно большая грозила бы сильным ростом инфляции и торможением экономического роста (который и так очень невелик – фактически экономика России находится в состоянии застоя).
Грубо оценить влияние повышения НДС на рост цен довольно просто: льготную ставку НДС имеет около четверти товаров (в основном продовольствие, лекарства). При росте ставки на 2% это даёт рост инфляции примерно на 1,5%. Это оценка очень грубая, но точнее прогнозировать сложно из-за того, что спрос на разные группы товаров неодинаково реагирует на рост цен. Кроме того, на инфляцию в России сильно влияют и колебания валютного курса (около трети потребкорзины среднего россиянина составляет импорт), что делает бессмысленными очень точные расчёты.
Издержки от роста НДС будут перенесены на конечного потребителя – на граждан.
Рост цен на 1,5% не порадует российских граждан, но и катастрофическим его назвать нельзя. Подавляющая часть россиян перенесут это рост без катастрофических потерь для семейных бюджетов, хоть и радости эта мера не вызовет.
Влияние на рост экономики оценить намного сложнее (главная проблема – оценка «ухода в тень» и снижения потребительского спроса). Однако грубая прикидка дает оценку - 1% роста ВВП. Это неприятно, но тоже не катастрофично. По мере адаптации и граждан, и бизнеса к новой ставке налога этот эффект сойдёт на нет.
Сам факт того, что правительство решилось на повышение НДС, говорит о том, что ожидания ухудшений положения дел в экономике очень серьезные. И этой мерой правительство заставляет всех (и бизнес, и граждан!) затянуть пояса.
Источник: Пресс-служба банка Западно-Сибирского филиала банка «Открытие»