Москва, 20 октября /ФИС/ Экономист ВТБ Капитал по России и СНГ Александр Исаков: Росстат опубликовал первые экономические индикаторы за сентябрь. В отчетном периоде рост оборота розничной торговли ускорился до 3.1% г/г. В то же время оценка роста реальных зарплат по итогам августа была пересмотрена в меньшую сторону: 2.4% г/г против предварительной оценки 3.7%. Опубликованная статистика проливает свет на два вопроса, активно обсуждаемых в последнее время: 1) признаки отставания темпов восстановления розничных продаж от роста реальных зарплат больше не наблюдаются; и 2) замедление роста реальных зарплат указывает на отсутствие оснований для опасений по поводу разрыва в динамике зарплат и производительности труда, которые недавно высказывал Банк России.
Оборот розничной торговли наконец догнал реальные зарплаты. Более того, в сентябре эти два индикатора поменялись местами: в годовом сопоставлении продажи росли быстрее, чем зарплаты (3.1% против 2.6% соответственно). Возможные причины разрыва в динамике двух показателей мы проанализировали в ежемесячном обзоре Российская экономика в вопросах и ответах – Корректировка прогнозов, а в материале Производство и спрос в августе: сокращение разрыва в динамике зарплат, производительности труда и розничной торговли более подробно обсуждалась гипотеза о том, что причиной разрыва послужило появление новых каналов розничных продаж. Новые данные Росстата подкрепляют наше предположение о влиянии более фундаментальных факторов, таких как степень уверенности потребителей и доступность розничного кредитования. Что же касается каналов розничных продаж, то период подстройки их структуры, судя по всему, закончился, что позволяет вновь полагаться на достоверность оценки роста розничной торговли.
Ускорение роста продаж продуктов питания – еще один побочный эффект смещения сезонных трендов, связанных со сбором урожая. В сентябре рост оборота розничной торговли ускорился до 3.1% г/г против 1.9% в августе. Этому ускорению способствовала динамика продаж как продовольствия, так и непродовольственных товаров, однако вклад продуктов питания, темпы роста продаж которых повысились с 1.7% до 3.7% г/г, оказался более весомым. На наш взгляд, причиной этого послужил сдвиг сезонных трендов в плодоовощном сегменте. Из-за холодной весны посев и сбор нового урожая сместились на более поздний срок, что впоследствии отразилось на покупательской активности населения: в сентябре продажи фруктов и овощей сократились всего на 2.0% м/м и 10.4% г/г против −8.5% и −16.7% соответственно в сентябре 2016 г.
Источник: Пресс-служба банка ВТБ по Сибирскому федеральному округу