Москва, 25 сентября /ФИС/ Объединенное Кредитное Бюро и сервис онлайн-кредитования Е заем провели совместное исследование "кредитного поведения" заемщиков, впервые обратившихся за займом в I полугодии 2017 г. По данным исследования, более половины клиентов МФО предпочитают идти туда сразу, минуя обращение в банки.
Аналитики Объединенного Кредитного Бюро и Е Заем провели исследование отношений клиентов МФО с банками. За базу для него были приняты клиенты, впервые обратившиеся за займом. Также авторы исследования изучили их кредитную историю, чтобы определить, как часто они получали кредиты в прошлом. Основная задача анализа состояла в том, чтобы определить, какая доля клиентов МФО пришла к ним из-за отказа в кредите.
Доля заемщиков, которые обращались сразу в МФО, не обращаясь перед этим в банк, уже третий год находится примерно на одном уровне – по сравнению с 2015 годом она не изменилась. При этом МФО стали гораздо чаще кредитовать таких клиентов. Если в 2015 году доля одобрения среди них составляла 10%, то в этом году уже 25%.
Также почти не изменилась доля банковских "отказников" среди тех, кто получил первый заем. В 2017 году их 44%, как и годом ранее, а в 2015 году таких было 45%. И среди них тоже выросла доля получивших заем – с 10% в 2015 году до 23% в этом.
То есть клиентов, обращающихся сразу в МФО, без попытки получить кредит, по-прежнему большинство. Однако их доля не растет.
Интересно, что наибольший уровень одобрения оказался у клиентов, которые перед обращением МФО получили кредит. Если в 2015 году таких было там 16%, то в этом – уже 27%.
Среди клиентов, впервые получивших займы МФО в I полугодии 2017 г., 27% ранее не брали кредитов. Их было чуть больше год назад – 29% – а в первом полугодии 2015 года таких клиентов было 23%.
Мамука Ризаев, финансовый директор сервиса онлайн-кредитования Е заем: "Это произошло из-за того, что в 2016 году кризисные явления в России ощущались еще достаточно сильно, а банки кредитовали не так активно. В результате клиенты стали чаще обращаться сразу в МФО, не пытаясь получить кредит. 2017 году ситуация улучшилась и получить кредит стало проще. Это повлияло на долю клиентов МФО, не бравших ранее кредитов – их стало меньше на два процентных пункта".
Из тех, кто имел кредитную историю, 86% пришли в МФО, имея открытый банковский кредит. Два года назад таких было 89%.
Среди заемщиков с открытыми кредитами сильнее всего выросли доли клиентов с одним и двумя кредитами. Первых сейчас 41% (против 35% в 2015 году), а вторых – 29% (против 24% в 2015 году). Снизилась сильнее всего доля клиентов с пятью и более кредитами – с 15% в 2015 году до 6% в 2017 году.
Мамука Ризаев, финансовый директор сервиса онлайн-кредитования Е заем: "Данные из первой таблицы показывают, что МФО увеличили долю одобрения всем рассматриваемым группам клиентов. Двум из них – более, чем вдвое за два года. Это означает, что МФО учатся все лучше оценивать предполагаемых заемщиков, выдавая им займы и при этом не увеличивая уровень дефолтности.
Более половины новых клиентов (51%) приходят в МФО не потому, что получили отказ в банке. Это хороший показатель, он говорит о том, что большинство получающих займы делают это целенаправленно, а не потому, что нужно срочно взять денег где угодно.
Также позитивно выглядит снижение доли клиентов, имеющих более 5 кредитов. Очевидно, что такое количество кредитов говорит о сложном положении заемщика, и дополнительная нагрузка скорее всего не пойдет ему на пользу".