Москва, 18 апреля /ФИС/ Объединенное Кредитное Бюро провело анализ целей получения новых кредитов наличными в 2016 г. на основе данных о 45 млн. граждан с открытыми кредитами.
В 2016 году 53% заемщиков брали новые кредиты наличными, не для целей прямого потребления, а для частичного или полного погашения задолженности по уже имеющимся долговым обязательствам. При этом 27% из них направляли на погашение старого долга более половины суммы нового кредита. Самый высокий показатель наблюдался в декабре 2016 г., когда 58% заемщиков направили новые кредиты наличными на погашение старых. В 2015 г. доля таких заемщиков составляла 50%, а в 2014 г. – 43%.
Средний размер нового кредита, взятого для целей рефинансирования старого долга, вырос за 2016 г. со 101 до 126 тыс. руб., а размер кредита для прямого потребления вырос со 143 до 167 тыс. руб.
Самая высокая доля заемщиков, расплачивающихся по старым долгам, наблюдается среди тех, кто брал новые кредиты наличными до 50 тыс. рублей – 56%. Среди тех, кто занял от 50 тыс. до 150 тыс. рублей, таких было 41%, с кредитами от 150 тыс. до 250 тыс. рублей — 43%, с кредитами от 250 тыс. до 500 тыс. руб. – 46%, с кредитами выше 500 тыс. рублей — 47%.
Среди заемщиков с открытыми кредитами на момент получения нового кредита наличными 33% имели 1 кредит со средним долгом 100 тыс. руб. 30% заемщиков имели 2 кредита со средним общим долгом 187 тыс. руб., 18% заемщиков имели 3 открытых кредита с общим долгом 278 тыс. руб., 9% заемщиков имели 4 открытых кредита с общим долгом 354 тыс. руб., 10% - 5 и более открытых кредитов с долгом 575 тыс. руб.
42% заемщиков с одним открытым кредитом использовали новые заемные средства на частичное или полное погашение существующего долга. Среди заемщиков с двумя открытыми кредитами таких был 51%, среди заемщиков с тремя кредитами – 60%, с четырьмя – 65%. Среди тех, кто имел пять и более открытых кредитов, 71% использовали новый кредит на полное или частичное погашение существующих долгов.
Также отмечается тенденция, что средний ежемесячный платеж по ранее открытым кредитам у заемщиков, взявших новый кредит на рефинансирование, выше, чем у тех, кто брал новый кредит на прямое потребление (см. таблицу).
Даниэль Зеленский, генеральный директор Объединенного Кредитного Бюро
В 2016 г. выросла доля людей, которые брали новые кредиты наличными для частичного или полного погашения существующих кредитов.
Такая тенденция может говорить о росте популярности программ рефинансирования кредитов, которые активно развивали многие российские банки в течение прошлого года. Заемщики, взявшие кредит под высокие ставки в 2015 г., закономерно хотели перекредитоваться на более выгодных условиях. Наши данные свидетельствуют о том, что ежемесячный платеж у людей, взявших новые кредиты на рефинансирование имеющихся, в среднем был выше на 15-20%, чем у тех, кто направлял заемные средства только на прямое потребление. Также многие заемщики начали понимать, что в текущей экономической ситуации нерационально обслуживать одновременно несколько кредитов в разных банках.
Банки со своей стороны использовали программы рефинансирования для привлечения новых клиентов с положительной кредитной историей или в качестве инструмента кросс-продаж, предложив им более привлекательные условия кредитования с точки зрения суммы или процентной ставки. Это позволило заемщикам оптимизировать ежемесячный платеж по открытым кредитам за счет погашения существующих кредитов, а также направить часть новых средств на личные цели.
Данные бюро кредитных историй сегодня остаются ключевым фактором для принятия решений о кредитовании конкретного клиента, несмотря на огромное количество альтернативных источников данных – телекомов, соцсетей, Big Data и др. Именно информация об исполнении клиентом его финансовых обязательств делает его более предсказуемым для кредитора, позволяет более объективно оценить его рисковый профиль и принять взвешенное решение о выдаче ему кредита.
Статистика свидетельствует о том, что банки более охотно выдают кредитным новичкам те виды продуктов, которые имеют залог, например, ипотеку или автокредиты, или продукты, лимитами по которым можно управлять в режиме реального времени – например, кредитные карты. При этом доли выдач высокорисковых беззалоговых продуктов, таких как займы МФО и кредиты наличными, для новичков остаются очень невысокими.
Источник: Объединенное Кредитное Бюро (ОКБ)