Москва, 31 марта /ФИС/ Единенное Кредитное Бюро и сервис онлайн-кредитования Е заем провели совместное исследование платежной дисциплины заемщиков в целом по рынку МФО и в сегменте онлайн.
Нужно отметить, что платежная дисциплина клиентов онлайн-МФО почти в 2,5 раза лучше, чем в среднем по рынку. Только 17,9% клиентов онлайн-сервисов МФО в 2016 г. допускали просрочку платежей более 30 дней. В целом по рынку этот показатель составил 41,5%.
Хуже всего по займам МФО платят клиенты младше 25 лет. В онлайн сегменте 25,4% заемщиков в возрасте до 25 лет допускают просрочки платежей, в целом по рынку – 47,5%.
Наиболее дисциплинированные клиенты МФО – люди старше 60 лет. Доля тех, кто имеет просроченные долги в этой возрастной группе составляет 23,4%. В сегменте онлайн-МФО самыми дисциплинированными являются заемщики в возрасте 55-60 лет – только 15,1% из них не платят по своим долгам вовремя.
Мужчины хуже справляются со своими платежными обязательствами во всех сегментах рынка. В целом по рынку 42,1% мужчин допускают просрочки платежей свыше 30 дней по займам, среди женщин доля неплательщиков составляет 37,7%. В онлайн сегменте просрочки свыше 30 дней допускают 18,2% мужчин и 17,5% женщин.
Региональный разрез исследования свидетельствует о том, что хуже всего по рынку платят владельцы микрозаймов, проживающие в Северо-Кавказском федеральном округе. 62,9% всех заемщиков региона находятся в просрочке. Для онлайн-компаний наиболее высокорисковым является Южный федеральный округ, где доля клиентов в просрочке составляет 20,9%.
Самые дисциплинированные заемщики МФО проживают в Приволжском федеральном округе – 35,6% из них допускают просрочку платежей. Для онлайн-МФО наиболее благополучными регионами по платежной дисциплине являются Центральный и Северо-Западный федеральные округа, где доля неблагонадежных клиентов составляет 16%.
Примечательно, что в среднем по рынку наиболее неблагонадежными клиентами являются люди, получившие займ на сумму до 6 тыс. руб., 47,2% из них находятся в просрочке. При этом в сегменте онлайн-МФО такие клиенты напротив являются самыми дисциплинированными. Доля неплательщиков среди них составляет 15,7%. Хуже всего в онлайн-сегменте платят те, кто получает от 21 до 26 тыс. руб. Среди них в просрочке находятся 20,8%. А для МФО в целом лучшие заемщики те, кто получал займы на сумму более 31 тыс. руб. – из них на просрочку вышли лишь 11,6%.
Если смотреть на корреляцию количества открытых займов и платежную дисциплину лучше всего справляются со своими обязательствами владельцы только 1 открытого займа. В целом по рынку на просрочку выходят 35,5% таких клиентов, в онлайн сегменте – 18%. А хуже всего исполняют свои обязательства заемщики с 4 открытыми займами (60,5% не платят в целом по рынку, 20,7% - в онлайн сегменте).
Лига Трупа, управляющий директор сервиса онлайн-кредитования Е заем: «По результатам исследования видно, что платежная дисциплина клиентов онлайн-МФО выше – они гораздо реже не возвращают займы вовремя. В первую очередь это связано с тем, что онлайн-компании имеют гораздо более широкую клиентскую базу. А традиционные МФО выбирают только из тех, кто может прийти к ним в офис. Кроме того, онлайн-игроки применяют сложные скоринговые системы, которые за несколько минут обрабатывают большие объемы данных. Учитывая, что за 2016 год этот сегмент вырос на 104%, а уровень просроченной задолженности в нем ниже, чем в целом по рынку, в ближайшие годы микрофинансовый рынок будет расти в первую очередь за счет онлайн-игроков».
Источник: Объединенное Кредитное Бюро (ОКБ)