МОСКВА, 3 февраля /ФИС/ В пятницу валютный рынок наконец оживился – торговый оборот в паре доллар-рубль составил 5.7 млрд долл., тогда как среднее значение с начала января не превышало 3.0 млрд долл. Рубль начал сессию ослаблением. Давление на рубль дополнительно усилилось, когда стало известно о неожиданном понижении регулятором ключевой ставки на 200 бп. На этой волне обменный курс доллара поднялся на 2.5%, до отметки 71.50.
Регулятор понизил ключевую процентную ставку на 200 бп до 15.0%, соответственно были скорректированы и все другие ставки. Пресс-релиз Банка России явно отражает изменение в подходе, или в обстоятельствах, или же в их сочетании – если ранее регулятор принимал решения по принципу «сначала убедимся, а потом будет действовать», то теперь в отношении динамики ИПЦ он готов оставлять долю сомнения и полагаться на прогнозы, а не на фактические данные. Регулятор в ближайшие 12 месяцев ожидает дезинфляцию с падением ИПЦ к январю 2016 г. до уровня ниже 10%. По мнению Банка России, повышение ставки в декабре в достаточной мере стабилизировало инфляционные ожидания и тем самым способствовало ребалансировке банковской системы через увеличение сбережений. С другой стороны, регулятор прогнозирует в 1п15 сокращение ВВП на 3.2%. Сочетание этих факторов и дало основания для понижения ставки.
Однако ближе к вечеру динамика рубля сменилась на противоположную в связи с отскоком котировок нефти: на новостях об ускорении снижения объемов бурения на нефтяных месторождениях в США цена Brent поднялась на 8.4% до 50.77 долл./барр., стоимость ближайших фьючерсов (CO1) – на 7.9% до 52.99 долл./барр. В итоге рубль завершил день ослаблением на 0.7%, до отметки 69.47. Между тем норвежская крона и нигерийская найра, напротив, укрепились – на 1.3% и 1.0% соответственно.
Индекс валют развивающихся рынков при этом закрылся в минусе на 0.8–1.2%. Динамика была обусловлена существенным ослаблением бразильского реала (минус 2.9%), индийской рупии (минус 1.2%), турецкой лиры (минус 1.04%) и южноафриканского ранда (минус 0.8%) после публикации данных о том, что годовой рост ВВП США в 4к14 замедлился до 2.6%, тогда как рынок ожидал показателя выше 3.0%. Годовой рост в предшествующем квартале, напомним, равнялся 5.0% – наши аналитики по макроэкономике считают это высшей точкой текущего экономического цикла в США. Другими словами, теперь рост ВВП США будет только замедляться. Реальный ВВП без учета товарных запасов вырос на 1.8% в годовом сопоставлении. По итогам 2014 г. реальный рост составил 2.4% (против нашего прогноза в 2.5%), превысив показатель 2013 г. в 2.2%. Между тем, значительно увеличились потребительские расходы – на 4.3%, чему способствовало, в том числе, снижение цен на топливо – подтверждением этому служит подъем индекса уверенности американских потребителей до многолетних максимумов. Реальные располагаемые доходы населения также заметно выросли – на 3.8%. Слабую динамику показали инвестиции в основной капитал в секторе нежилой недвижимости – плюс 1.9% против 8.9% в предыдущем квартале. В целом данные по ВВП не дают однозначного ответа на стоящую перед Федрезервом дилемму.
Максим Коровин, Татьяна Зуева
Аналитики ВТБ Капитал
Источник: Пресс-служба ОАО Банк ВТБ