МОСКВА, 7 октября /ФИС/ Для российской экономики начало осени оказалось довольно блеклым. В сентябре поддержку экономике могли оказать программа утилизации «автохлама» и рост производства в угольной, химической и металлургической промышленности (что нашло отражение в увеличении железнодорожных грузоперевозок), однако прекращение роста потребления электроэнергии и 15%-е снижение добычи газа, а также ухудшение настроений в обрабатывающей промышленности рисуют совершенно противоположную картину. В дополнение ко всему в России наблюдается постепенный рост инфляции, который является следствием не только запрета на импорт продовольствия, но и ослабления рубля, что негативно отражается на перспективах роста расходов населения.
Индексы PMI остановились вблизи нулевой отметки. Как свидетельствуют индексы PMI, рассчитываемые на основе опросов представителей бизнеса, начиная с июня экономическая активность в России застыла вблизи нулевой отметки, демонстрируя лишь незначительные отклонения. Что интересно, загрузка производственных мощностей в горнодобывающей промышленности и обрабатывающих отраслях продолжает сокращаться и уже приблизилась к уровням 1п11, что указывает на расширение отрицательного разрыва выпуска.
Ухудшение деловых настроений. Согласно очередному опросу Росстата, деловые ожидания представителей обрабатывающей промышленности опустились до минимального уровня за период с начала 2010 г. Это означает, что на скорое восстановление производства они не рассчитывают. Общая неопределенность, касающаяся геополитической обстановки, цен на нефть и внутренней политики руководства страны, вынудила компании принять меры для оптимизации расходов, формирования резервов на случай внешних шоков и высоких локальных ставок, и отложить на более поздний срок запланированные инвестиции.
Замедление спада на авторынке: вряд ли надолго. В прошлом месяце падение продаж продукции «АвтоВАЗа» существенно замедлилось – до 8.7% в годовом сопоставлении против 32.3% в августе. Этому способствовало возобновление программы утилизации, призванной заставить автовладельцев активнее избавляться от старых автомобилей. Благодаря этому темпы роста заказов на потребительские товары этой осенью могут ускориться (соответствующие субиндексы сентябрьских индексов PMI уже показали небольшое ускорение поступления заказов в потребительских отраслях). Однако до тех пор пока не произойдет восстановления роста доходов, устойчивый разворот нынешнего негативного тренда, на наш взгляд, маловероятен.
Динамика энергопотребления и темпы роста объемов железнодорожных грузоперевозок противоречат друг другу. Объем перевозки грузов железнодорожным транспортом в сентябре вырос на 0.2% г/г (первый положительный результат после семи месяцев снижения), чему способствовало повышение темпов роста объемов перевозки продукции угольной, химической и металлургической промышленности. Последнее, однако, идет вразрез с продолжающимся сокращением экспортных заказов (о чем свидетельствует соответствующий компонент индекса PMI обрабатывающих отраслей) и с остановкой роста потребления электроэнергии. В целом ситуация в обрабатывающей промышленности, на наш взгляд, остается сложной, хотя это в какой-то мере и сглаживается положительным влиянием импортозамещения и увеличения производства труб. На наш взгляд, в настоящее время риски более или менее сбалансированы, в связи с чем мы считаем наш текущий прогноз, предполагающий нулевой рост ВВП по итогам года, вполне реалистичным.
Инфляционный тренд усиливается из-за ослабления рубля. В сентябре субиндексы закупочных цен обоих индексов PMI свидетельствовали о дальнейшем повышении инфляционного давления (оба индикатора как минимум достигли своих средних значений за последние 12 месяцев). В числе основных факторов инфляции респонденты назвали ослабление рубля и рост расходов на оплату труда.
Дарья Исакова, Владимир Колычев
Аналитики ВТБ Капитал
Источник: Пресс-служба ОАО Банк ВТБ