МОСКВА, 19 ноября /ФИС/ Пятьдесят крупнейших российских банков в прошлом году потратили на благотворительность почти 7 млрд руб. Это — в среднем 1,17% от чистой прибыли, по данным исследования благотворительного фонда CAF Россия. В расчет брались суммы, представленные в отчетности Центробанку 50-ю крупнейшими по размеру активов банками по статье расходов 27305. Три из первых 50 не представили эти данные Центробанку, остальные 47 потратили в 2011 г. по этой статье 6,801 млрд руб. При этом их чистая прибыль составила 581 млрд руб., т.е. в среднем на филантропию банки израсходовали 1,17% от прибыли.
Самые щедрые — самые крупные (см. таблицу), а вот по доле благотворительных расходов в прибыли картина иная. Абсолютные лидеры с тратами более 20% от прибыли — «Уралсиб» (26,94%), Ханты-Мансийский банк (23,58%) и Московский индустриальный банк (18,49%). Самая многочисленная группа банков тратит 0,5-1,5% от прибыли на такие программы. Замыкает таблицу группа банков с расходами на благотворительность менее 0,05%: «Юникредит банк» (0,05%), «Открытие» (0,04%), Русфинансбанк (0,04%), «ИНГ банк» (0,02%), «КИТ финанс инвестиционный банк» (0,01%), «Абсолют банк» (0,01%), банк «Кредит Европа» (0,00%).
Небольшой процент благотворительных расходов от общей прибыли не всегда означает на практике маленькие деньги. Сбербанк России — лидер по абсолютным объемам благотворительных затрат (1,831 млрд руб.) выделяет на благотворительность тем не менее сравнительно небольшой процент прибыли: 0,57%, зато его прибыль рекордная — 321 млрд руб.
Наш бизнес традиционно тратит на НКО больше государства, напоминает Сергей Перапечка, директор BCG: на конец 2010 г. это соотношение было как 73% и 5% от всех вложений в НКО (остальное — частные лица и иностранные фонды).
Российские банки тратят на благотворительность почти столько же, сколько их коллеги на Западе: у нас в среднем 1,17% от прибыли, у них — 1,01% , по данным доклада Corporate Giving Standard (CGS), подготовленном Комитетом по поддержке корпоративной филантропии (CECP). Зато их расходы больше в процентном отношении от прибыли по сравнению с компаниями других отраслей экономики, считает исполнительный секретарь Форума доноров Наталья Каминарская. Это потому, что у банков больше свободных средств, добавляет она.
Финансовая норма участия не сформирована, о чем говорит разброс благотворительных затрат по отношению к прибыли по сектору, отмечает один из авторов исследования CAF Россия Лидия Тихонович. Она и ее коллеги считают, что объемы благотворительности банковского сектора будут расти, при этом распространение будут получать специальные банковские продукты, помогающие клиентам участвовать в благотворительности.
В 2012 г. банковские расходы на филантропию выросли, по данным CAF Россия. За три квартала 2012 г. исследованные банки потратили 5,860 млрд руб., что больше, чем год назад, на 21,3%. Правда, они и заработали больше: за шесть месяцев 2012 г. банковская система получила рекордную прибыль в размере 507 млрд руб., что на 14,1% больше результата прошлого года (444,2 млрд руб.) и более чем в 2 раза больше, чем в 2010 г., по данным Центробанка.
Но банки могли потратить на филантропию и больше — они не все расходы представляют в отчетности. Нужно также учитвать, что не все расходы на благотворительность могут быть представлены в отчетах Центробанку. Например, в банках, создавших собственные благотворительные фонды, оплата труда сотрудников может не выноситься в статью именно благотворительных расходов. В международных банках финансирование программ может производиться из бюджета корпоративного фонда в штаб-квартире, что также не отражается в отчетности ЦБ. Некоторые благотворительные акции финансируются из бюджета PR и т.п.
В исследовании CAF Россия использовались открытые источники, включая сайт Центробанка и самих компаний, а также интервью, которые согласились дать десять банков. Письменный отказ был получен от Сбербанка и Газпромбанка, остальные либо устно отказались от интервью, либо не отреагировали на запросы.
Источник: Ведомости, Татьяна Мартьянова