МОСКВА, 25 октября /ФИС/ Универсальные банки ищут способы компенсировать потери, которые они несут из-за экспансии специализированных игроков, активно создаваемых автоконцернами. Юникредит-банк, вынужденный по этой причине свернуть автокредитование в дилерской сети группы Renault-Nissan, планирует расширить сотрудничество с другим автопроизводителем — корейской Hyundai.
О том, что итальянская группа Unicredit и корейский автопроизводитель Hyundai ведут переговоры о расширении сотрудничества, в рамках которого через дочерние банки дилеры Hyundai будут получать также корпоративное финансирование, "Ъ" рассказали несколько источников на банковском рынке. "Сейчас через Юникредит-банк осуществляется лишь розничное кредитование на покупку автомобилей Hyundai, а речь идет о том, что финансироваться будут и сами автодилеры, реализующие данные автомобили в разных странах",— рассказал один из собеседников "Ъ". "Речи о создании совместного предприятия Unicredit и Hyundai не ведется",— уточнил другой собеседник "Ъ", знакомый с ходом переговоров. В группе Unicredit сослались на комментарий Юникредит-банка, где информацию подтвердили. "В переговорах с Hyundai представители Юникредит-банка действительно касались вопросов организации оптового финансирования дилеров, так как Hyundai видит в нас партнера, способного помочь организовать новый и востребованный продукт",— уточнил председатель правления Юникредит-банка Михаил Алексеев. В российском подразделении Hyundai "Хендэ Мотор СНГ" от комментариев отказались, в Hyundai Motor Group на запрос "Ъ" вчера не ответили.
Расширение сотрудничества с автопроизводителями актуально для банка еще и на фоне сокращения доходов от розничного автокредитования, которого Юникредит-банку не избежать после запуска совместного предприятия с франко-японским автоконцерном Renault-Nissan (запланирован на начало 2013 года; см. "Ъ" от 17 сентября). Назвать конкретные данные по текущему объему кредитования в дилерской сети Renault, Nissan и Infiniti в Юникредит-банке отказались. По данным Frank Research Group, портфель автокредитов Юникредит-банка на 1 сентября 2012 года составлял 55,1 млрд руб. "Из них почти 50% составляют автокредиты Renault-Nissan (то есть более 27 млрд руб.)",— подсчитывает источник "Ъ", знакомый с ситуацией в банке.
Предварительные подсчеты показывают, что сотрудничество с Hyundai сможет компенсировать Юникредит-банку доходы, выпадающие после создания Renault-Nissan специализированного банка в России. "Мы оцениваем возможный потенциал проникновения оптового финансирования в дилерскую сеть на уровне от 30% до 60% ежегодного оборота дилеров",— подсчитывает Михаил Алексеев. Исходя из объема продаж автомобилей производства Hyundai в 2011 году (163,4 тыс.) и средней цены автомобиля в дилерской сети (760 тыс. руб.), оборот российских автодилеров в прошлом году составлял примерно 124,3 млрд руб., то есть максимальный объем финансирования Юникредит-банком может составить до 74,6 млрд руб. Впрочем, проникновение оптового финансирования в дилерскую сеть, в свою очередь, будет зависеть от финансового состояния дилера, объемов его продаж, объемов продаж розничных автокредитов через Юникредит-банк, уточнил господин Алексеев.
Успех реализации проекта будет зависеть от того, владеет ли банк своей технологией финансирования склада, считает президент Тойота-банка Александр Колошенко. "Универсальным банкам зачастую сложно финансировать склад, так как для этого необходима своя технология финансирования автодилера, при которой учитывается каждый автомобиль, отслеживаются продажи и возврат средств банку,— отмечает он.— Если Юникредит-банку это будет удаваться, то такая схема, при которой с банком о предоставлении кредита договаривается не каждый конкретный автодилер, а договоренность существует на уровне банка и автопроизводителя, будет успешной". Существенных отличий между ставками по корпоративному финансированию кэптивных и универсальных банков нет: как правило, они находятся в диапазоне 9-15% годовых, если автопроизводитель не субсидирует ставки, добавляет господин Колошенко. "Ставки по розничным автокредитам сейчас даже несколько ниже, а прогнозируемый объем финансирования достаточно большой, и такой ход позволит Юникредит-банку компенсировать сокращение доходов от розничного автокредитования. Но стратегически важный для универсального банка ресурс — розничных клиентов-автозаемщиков — банк все-таки потеряет",— заключает зампред правления Абсолют-банка Евгений Ретюнский.
Источник: Коммерсантъ, Ольга Шестопал, Евгений Хвостик