МОСКВА, 23 октября /ФИС/ Госдума приняла в первом чтении проект закона об использовании института банковской гарантии в налоговой сфере. Законопроектом предлагается использовать банковскую гарантию при уплате налогов и сборов в случае подачи заявления об отсрочке или рассрочке.
Сейчас исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика.
— Но в отдельных случаях Налоговый кодекс РФ предусматривает использование банковской гарантии как способ обеспечения исполнения обязательств. Банковская гарантия, по своей сути, является неким поручительством кредитной организации. Не совсем понятно, почему такой общегражданский способ обеспечения обязательств (предусмотрен ГК РФ) не введен ранее, — говорит Игорь Симонов, адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры». — Ведь это предоставляет дополнительную возможность для налогоплательщика уплатить налоги, штрафы, пени. Возможно, это связано с неким недоверием к банкам, которые могут быть взаимозависимыми с налогоплательщиком.
Кредитные организации, скорее всего, установят больший процент за дачу гарантии
По мнению Игоря Шикова, руководителя практики налогового права АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», практическая польза от нововведения невелика: «Не так часто плательщики просят отсрочки или рассрочки при уплате налога, так как случаи, когда такая отсрочка дается, ограничены законом. А получить от банка гарантию — все равно что получить банковский кредит (по крайней мере, с точки зрения оценки риска). Если клиент для банка — некредитоспособен, то гарантия может быть дана только на основе полного покрытия (то есть получатель должен оставить в банке саму сумму денег в размере гарантии). В качестве вывода — польза от нововведения может быть только для кредитоспособных клиентов в ограниченном числе практических случаев».
Следовательно, банковская гарантия в таком качестве может быть не востребована в полной мере в связи с рисками для банков, которые, по сути, будут брать на себя риски неуплаты налоговых задолженностей. В итоге кредитные организации, скорее всего, будут устанавливать больший банковский процент за дачу гарантии.
Кроме того, законопроект допускает одновременную подачу заявления о предоставлении инвестиционного налогового кредита и заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога. Также уточнены сроки направления требований по уплате налогов и сборов. Так, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам составляет менее 500 руб., требование об уплате налога должно быть направлено не позднее 1 года со дня выявления недоимки.
Источник: Российская газета, Елена Березина