МОСКВА, 18 октября /ФИС/ Понятно, что главное достоинство денег — их наличие. И все-таки россияне люди достаточно опытные: когда встает вопрос, в чем свои сбережения хранить и приумножать, они проявляют разборчивость и осторожность. Каким валютам наши сограждане доверяют больше всего, падает это доверие или растет, постоянно выясняют экономисты и примкнувшие к ним социологи.
Итоги очередного опроса на эту тему представили исследователи Фонда «Общественное мнение» (ФОМ). Как водится, обществу предложили изрядную социологическую бочку меда: уверенное большинство россиян (60%) больше всего доверяет отечественной валюте — рублю. Однако, тоже по традиции, к бочке прилагалась и социологическая ложка дегтя: уровень такого доверия за год успел претерпеть резкий взлет и такой же резкий спад: с 58% в октябре 2011 до 69% в марте этого года — и снова к нынешним 60%, которые кажутся теперь весьма скромными при всей своей относительной величине.
У доллара другая «кредитная история доверия». Летом прошлого года ему доверял каждый десятый россиянин, весной-2012 — только 7%, сейчас — уже 11%. Показатели евро — 17,8 и 11 процентов соответственно. Тоже, по сути, «американские горки», даром что валюта из Евросоюза.
По данным социологов ФОМ, больше остальных рублю сейчас доверяют пенсионеры, люди со средним общим образованием и ниже. Доверие к доллару и евро чаще испытывают люди с высокими доходами. Но так или иначе, впервые за год доля респондентов, считающих, что доллар будет дорожать, превысила долю тех, кто не предрекает ему никакого роста и думает, что «зеленый» будет и дальше стоить столько же, сколько стоил.
Но есть ли вообще предмет для разговора или дискуссия идет в данном случае на отвлеченные темы? Следующий вопрос социологи задали в лоб: а есть ли сейчас в вашей семье сбережения и накопления? Выяснилось, что почти две трети россиян (64%) никакой «кубышки» не имеют вообще: сколько получают, столько и тратят, едва сводя концы с концами. Лишь 32% такие резервы и запасы успели себе создать. И очень показательно, что за последнее время это соотношение не менялось.
Тем, кому есть что хранить, социологи задали следующий вопрос — а в какой валюте вы предпочитаете свои накопления сберегать? Патриотизм был налицо: о том, что лучшей валютой для сбережений они считают рубли, сказали 87%. Однако здесь тоже показатели за полгода пошли явно вниз: весной рублю доверяли 9 из 10 россиян (91%). Кстати, в кризисный 2009 год таких было лишь 75%, и с тех пор позиции рубля сильно окрепли.
Американские или европейские конкуренты нашей валюты — далеко позади: хранить деньги в евро готовы 3% россиян, в долларах — 9%.
Но резервы роста есть и у них. Об этом тоже свидетельствуют данные опросов ФОМ. Если полгода назад только каждый пятый (21%) считал, что доллар скоро поднимется в цене, то сейчас это убеждение разделяют уже 28%. Раньше каждый десятый (11%) был убежден, что «зеленый» будет в цене только падать. Теперь — лишь 7%. И довольно сильно (с 44 до 39%) уменьшилось число тех, кто затруднялся ответить на этот вопрос. То есть, говоря проще, люди вообще стали на этот счет размышлять и составили себе некое определенное мнение.
При этом, по данным все того же ФОМ, россиян совершенно не радует рост курса доллара. Каждый пятый говорил социологам, что это отрицательно сказывается на общем уровне их жизни, и меньше половины (48%) думали, что укрепление американской валюты по отношению к нашей никоим образом их семью не затрагивает. В качестве причин подобного ухудшения люди приводили следующие аргументы: «доллар дорожает на пустом месте, а цены растут реально», «все цены автоматически поднимаются», «мы все зависим от доллара», «у нас экономика зависит или здорово привязана к доллару», «некоторые услуги я оплачиваю в долларах, значит, доллары покупаю, а они стали дороже», «жилье не могу купить — цены растут», «деньги занимали в долларах», «падает цена за нефть, бюджет не пополняется». И уж точно не видели ничего хорошего в росте курса доллара в целом для экономики нашей страны 46% против всего лишь 7% обрадованных этим фактом. Что тоже весьма красноречиво.
Источник: Российская газета, Екатерина Добрынина