МОСКВА, 15 октября /ФИС/ На российском коллекторском рынке готовится самая крупная за его историю сделка по продаже действующего бизнеса. В рамках сокращения расходов группа Societe Generale (SG) приняла решение о продаже коллекторского агентства Росбанка — Агентства по возврату долгов (АВД). Основным претендентом на АВД выступает Столичное коллекторское агентство (СКА), один из собственников которого ранее работал в структурах Росбанка. АВД оценивается более чем в 2 млрд руб.
О том, что Росбанк выставил на продажу дочернее АВД, "Ъ" рассказали несколько источников на финансовом рынке. "Переговоры с потенциальными покупателями ведутся уже несколько месяцев",— рассказал один из источников "Ъ". "Решение о продаже АВД было принято на уровне группы SG (куда входят Росбанк, Русфинанс-банк, банк "Дельтакредит".— "Ъ") около полугода назад в рамках оптимизации расходов российских "дочек" группы",— поясняет другой собеседник "Ъ", знакомый с ходом переговоров. В SG и Росбанке от комментариев отказались.
АВД было создано в 2005 году. В декабре 2011 года в рамках консолидации активов группы SG в России 100% долей агентства перешли к Росбанку от аффилированных с ним компаний. Уставный капитал компании, по данным "СПАРК-Интерфакса", составляет в настоящее время 10 млн руб. По данным на сайте агентства, АВД работает с банковскими долгами и долгами в сфере ЖКХ, сотовой связи, страхования и торговли как по агентской схеме, так и по цессии. Объем портфеля агентства — более 91 млрд руб. Филиальная сеть агентства насчитывает 108 точек в 60 регионах.
Основной претендент на приобретение АВД сейчас — СКА, говорит один из собеседников "Ъ". По его словам, на этот актив претендовали и другие крупные игроки коллекторского рынка, однако сейчас они сошли с дистанции. Интересы СКА в переговорах с Росбанком представляет один из собственников агентства, Алексей Григорьев, который после покупки акционерами Росбанка группы банков ОВК с декабря 2003 года занимал должность первого зампреда Росбанка, говорит другой источник "Ъ". "Скорее всего, именно этот фактор и стал ключевым при рассмотрении вопроса о возможной покупке АВД и дал преимущества СКА перед другими претендентами",— продолжает собеседник "Ъ". В СКА отказались от комментариев. Связаться с господином Григорьевым "Ъ" в пятницу не удалось.
По словам источников "Ъ", окончательная цена сделки пока не определена. "Сделок такого масштаба на рынке еще не было, поэтому точно оценить стоимость АВД довольно сложно,— отмечает гендиректор "Центра ЮСБ" Александр Федоров.— С учетом общерыночной практики цена может исходить из годовой выручки компании с мультипликатором 3". По данным "СПАРК-Интерфакса", выручка АВД в 2011 году составила 795,6 млн руб., таким образом, стоимость компании предположительно может составлять 2,4 млрд руб. Кроме того, в сумму сделки может включаться также объем купленных агентством долгов, добавляет господин Федоров. В то же время самая важная составляющая при оценке коллекторского бизнеса — персонал, а его оценить гораздо сложнее, констатирует генеральный директор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин. "Агентство довольно старое, и теоретически инвестор может быть заинтересован в приобретении его большого устоявшегося коллектива",— полагает он. По данным АВД, численность его сотрудников — 1,2 тыс. человек.
Серьезно повлиять на стоимость актива может и то, будут ли российские "дочки" SG обеспечивать инвестору, купившему АВД, операционный поток, считают эксперты. По словам Александра Федорова, с одной стороны, это довольно крупное агентство, с другой — оно кэптивное, и его бизнес в высокой степени завязан на работу с банками французской группы, а захотят ли банки SG сотрудничать с приобретателем АВД или предпочтут выбрать другого партнера, предсказать довольно сложно. "АВД сильно зависит от операционного потока самого Росбанка, и в случае его у агентства просто не будет рабочего материала для взыскания и получения прибыли",— рассуждает один из собеседников "Ъ".
Однозначно оценить на данном этапе можно лишь сумму расходов, которую удастся сократить Росбанку. "Расходы на содержание своего коллекторского агентства всегда намного больше, чем при продаже или передаче долгов сторонним компаниям,— отмечает господин Жданухин.— Одно из агентств, принадлежащее банку, как-то заявляло, что его эффективность взыскания составляет 40% от объема долгов, но почти все эти деньги уходят на содержание самой компании".
Источник: Коммерсантъ, Ольга Шестопал, Ксения Дементьева, Марина Кругликова