МОСКВА, 11 сентября /ФИС/ На прошлой неделе Сбербанк и BNP Paribas Personal Finance завершили создание совместного банка, который будет заниматься выдачей кредитов в магазинах, так называемым POS-кредитованием. Это последний сегмент кредитного рынка, где госбанк не был широко представлен. Кредитная организация, под крышей которой «Сбер» будет выдавать займы покупателям в точках продаж, называется «БНП Париба Восток», и работать в России она будет под брендом Cetelem. Совместный банк возглавит Андрей Лыков, ранее занимавший должность советника председателя правления Сбербанка России.
Госбанки начали присматриваться к POS-кредитованию несколько лет назад, но вплотную занялись им лишь в прошлом году. Летом 2011 года Сбербанк официально сообщил о намерении осваивать новый для себя рынок. В декабре того же года было подписано соглашение с французским партнером о создании совместного финансового учреждения. До момента закрытия сделки банк, о котором идет речь, полностью принадлежал группе BNP Paribas, но теперь доля Сбербанка в нем составляет 70%.
Привлекать клиентов Сбербанк планирует «ответственным кредитованием». Концепция, разработанная Cetelem, предусматривает предоставление понятных и прозрачных для клиентов продуктов по разумным ставкам. «Другими словами, мы не просто выдаем кредиты, но помогаем управлять выплатами, даем советы по разумному использованию кредитов, — рассказал «Профилю» управляющий директор Cetelem в России Филипп Безье. — Cetelem — лидер на рынке потребительского кредитования в Европе, и вместе с таким партнером, как Сбербанк, мы сможем занять лидирующие позиции на рынке POS-кредитования в России».
По итогам 2011 года рынок POS-кредитования оценивался примерно в 190 млрд рублей. Это относительно немного. Всего, по данным ЦБ, на 1 января 2012 года физическим лицам было выдано 5,4 трлн рублей займов, то есть POS-кредиты составляли около 3,5% всех выданных физлицам кредитов. Могучий Сбербанк не собирается мелочиться и планирует занять ни много ни мало 30% рынка, а это около 60 млрд рублей кредитов. Сейчас к основным игрокам данного сегмента, по данным Frank Research Group, относятся банки «Хоум Кредит», ОТП-банк, Альфа-банк, «Русский стандарт» и «Русфинанс» (входит в группу Societe Generale). Эти игроки занимают почти 80% рынка, но теперь им, скорее всего, придется потесниться.
Для конкурентов выход Сбербанка на рынок POS-кредитования — это полбеды. Беда в том, что за ним вскоре может последовать другой крупный госбанк — «ВТБ 24» (группа ВТБ). Он задумал создать полноценную кредитную организацию для потребителей со средним и ниже среднего уровнем доходов. «ВТБ 24» хочет предложить населению не только POS-кредиты, но и кредиты наличными, кредитные карты, переводы и платежи и собирается открывать свои «отделения у дома» в регионах, близких к Подмосковью, а также в одном из центральных регионов России. Официально решение о выходе на рынок POS-кредитования «ВТБ 24» также озвучил в 2011 году, но этот процесс значительно затормозила покупка Банка Москвы, обремененного финансовыми проблемами. В результате стратегию нового банка «ВТБ 24» представил только в мае 2012-го, на год позже своего основного конкурента. Как ожидается, новый банк будет создан на базе подконтрольного «ВТБ 24» Бежица-банка (основан в 1990 году, 787-е место по размеру активов, 532-е место по размеру чистой прибыли). Логично, что «ВТБ 24» также не станет довольствоваться малой долей рынка. Ему эксперты отводят не менее 20% (около 40 млрд рублей).
Впрочем, для этого необходимо предложить клиентам выгодные условия. Госбанки способны это сделать. Представители «ВТБ 24» заявили в мае, что стоимость кредитов в новом банке будет ниже рыночных. Сбербанк про ставки ничего пока не говорил, но ясно, что и у него есть ресурс для снижения стоимости займов. Ставки по кредитам в торговых точках редко опускаются ниже 30% годовых. Госигроки, по прогнозам экспертов, вполне могут сбить их на четверть и даже на половину — до 20—22% годовых, в итоге POS-кредиты могут составить достойную конкуренцию кредитным картам или кредитам наличными. Очевидно, что другим игрокам придется нелегко. «В конечном счете, чтобы остаться на рынке, некоторым банкам придется начать действовать по схемам госигроков, — считает один из экспертов. — Как вариант — предлагать под своей вывеской продукты госбанков. Но сомневаюсь, что два крупнейших госбанка пойдут на такие альянсы с другими банками в хоть сколько-нибудь массовом порядке, возможны лишь точечные сделки».
Впрочем, старожилы рынка POS-кредитования вовсе не спешат сдаваться. Рынок развивается, и опоздать могут, наоборот, госбанки, уверены они. Так, идея «ВТБ 24» о «финансовом Макдоналдсе» частично уже нашла отражение в концепции «финансового магазина», по которой недавно начал работать «Хоум Кредит». Она предполагает широкую сеть офисов легких форматов, понятные продукты, «человеческий» язык в клиентских договорах и ту самую социальную ответственность, о которой сегодня говорят в Сбербанке.
Самый большой плюс нового соседства с госигроками кредитные учреждения находят именно в повышении потребительской лояльности за счет предоставления лучших условий. «Новые игроки вынуждены будут развиваться за счет конкурентной борьбы и стараться отвоевать свою долю у существующих игроков, — поясняет директор департамента потребительского кредитования банка «Хоум Кредит» Александр Антоненко. — Это означает, что они должны будут предоставить более привлекательные процентные ставки и повышенное качество обслуживания, а от этого в первую очередь выиграют потребители».
Опрошенные представители банков единодушны в своем мнении: менять продуктовые линейки и предпринимать решительные действия они будут, исходя из ситуации на рынке, а не из страха перед двумя мощными игроками. По словам председателя правления банка «Ренессанс Кредит» Алексея Левченко, он старается быть гибким в отношении продуктовой линейки, быстрым в реализации новых технических решений и лояльным к клиентам и партнерам. Старший вице-президент Альфа-банка Дмитрий Жиздюк также отмечает, что направления работы банка не претерпят значительных изменений. «Конкуренция на рынке потребительского кредитования и сейчас неслабая, наличие 4—6 банков в одной точке продаж сегодня не редкость», — говорит он.
Отличное решение для действующих лидеров рынка — изобрести новые кредитные продукты, интересные потребителю. Но с этим пока туговато. «Если 2010—2011годы характеризовались выходом агрессивных кредитных предложений с отсутствующим первоначальным взносом, увеличенным до 24 месяцев сроком кредитования и сниженными процентными ставками, то в 2012 году принципиально новые кредитные продукты не появлялись», — говорит заместитель директора по розничным продажам компании «Белый ветер Цифровой» Григорий Рзянин. По словам эксперта, ситуацию может изменить только создание банками еще более привлекательного кредитного продукта. Но что может быть лучше кредита без первоначального взноса, на 24 месяца и с полностью оплачиваемыми торговой сетью процентами?
Интерес крупнейших банков к новому сегменту понятен: доходность экспресс-кредитования доходит до 40—50% годовых. Но стоит ли овчинка выделки? Даже участники этого рынка признают: в последнее время маржа стала снижаться, банки все чаще используют POS-кредитование для привлечения клиентов в другие виды банковских продуктов. Высоки и риски невозврата по этому виду кредитования. По данным коллекторского агентства Morgan & Stout, за четыре месяца 2012 года просроченная задолженность в данном сегменте составила 24 млрд рублей. Чаще всего «бесплатно» клиентам достаются мобильные телефоны (13%), аудио- и видеотехника (7,3%), а это как раз те сектора, куда собирается идти Сбербанк. Его партнер «БНП Париба Восток» уже работает под брендом Cetelem в сетях «Техносила», «Медиа-Маркт», «М.Видео», «Евросеть».
Помимо снижения доходности потребкредитов и роста просрочки по ним наблюдается тенденция к стагнации спроса на POS-кредиты у населения. Доля покупок в кредит в магазинах бытовой техники и электроники в 2011 году составляла 18—20%, а в дни распродаж могла доходить до 30%. Но сейчас, впервые с 2009 года, эксперты констатируют падение продаж в кредит, и одной из причин считают отсутствие инновационных кредитных продуктов у банков-партнеров. На сегодня одним из наиболее выгодных предложений на рынке кредитования в торговых точках стал кредит «0—0—24», но и этот кредитный продукт уже не вызывает ажиотажа у клиентов.
Потребительского бума в кредитовании нет, но рынку потребительских кредитов, а значит, и POS-кредитованию есть куда расти. «Сегодня в нашей стране доля кредитов, выданных физическим лицам, составляет менее 11% от ВВП. На Украине этот показатель равен 15%, в некоторых странах Восточной Европы — около 30%, в Великобритании — 70%.
В США доля кредитов физическим лицам превышает 100% ВВП, — приводит данные Алексей Левченко. — В нашей стране невысокое значение этого показателя говорит о том, что рынок еще не насыщен. Поэтому мы ожидаем, что тенденции умеренного роста потребительского кредитования сохранятся».Сбербанк и «ВТБ 24» фактически еще не начали работать на рынке кредитования в торговых точках, но уже сейчас понятно, что после их появления в этом сегменте новым игрокам там не место. Скорее всего, останется несколько сильных участников, часть из которых сконцентрируется в регионах, а остальные будут развивать бизнес, сотрудничая с федеральными партнерами либо осваивая новые направления, например, кредиты на туристические поездки.
Более четкая картина рынка сформируется не раньше, чем через год после запуска новых проектов. И конечный результат в этой игре предсказать сложно.
Источник: Профиль, Ирина Дубинина