МОСКВА, 4 сентября /ФИС/ В правительство внесен пакет «антиотмывочных» поправок в законодательство, разработанный Росфинмониторингом. Законопроектом предлагается существенно расширить понятие легализации доходов, полученных преступным путем. Среди вносимых изменений — увеличение числа финансовых операций, подлежащих обязательному контролю финразведки; предоставление банкам права отказываться от исполнения договора с вкладчиками и заемщиками, которое вызывает сомнение; введение новой статьи в УК, карающей перечисление за границу средств по подложным документам. Однако в предпринимательском сообществе наибольшее беспокойство вызывает возможное расширение полномочий налоговых органов по приостановлению банковских счетов, а также фактически полная отмена для налоговиков банковской тайны.
Разработанные Росфинмониторингом поправки радикально меняют законодательство, касающиеся отмывания доходов, полученных преступным путем, и уклонения от уплаты налогов. Изменения вносятся более чем в десять российских законов, Налоговый, Уголовный кодексы, а также Кодекс об административных правонарушениях. В частности, предлагается изменить само понятие легализации. Если законопроект будет принят, к отмыванию доходов будут относиться: невозвращение из-за границы валютных средств, уклонение от уплаты таможенных или налоговых платежей, неисполнение обязанностей налогового агента, а также сокрытие денежных средств и имущества компании, за счет которых должно производиться взыскание налогов.
Кроме того, авторы законопроекта предлагают снизить уголовную ответственность за легализацию, но расширить ее применение, уменьшив в десять раз сумму (с 6 млн до 600 тыс. рублей), после которого операции по легализации преступных доходов будут относиться к преступлению, совершенному в крупном размере. Появится новое понятие — легализация доходов в особо крупном размере. К ней разработчики относят нарушения законодательства о легализации на сумму более 6 млн рублей.
Еще одна новация касается расширения полномочий налоговых органов. Предлагается обязать банки сообщать налоговикам по их запросу в течение трех дней информацию о наличии счетов и вкладов, об остатках денежных средств на них и давать выписки по операциям с ними компаний, индивидуальных предпринимателей и граждан. Сейчас налоговики имеют право получать информацию только о наличии счетов, а выписки по операциям со счетами могут получать исключительно в отношении компаний и индивидуальных предпринимателей. Одновременно вносятся изменения в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», которые дают возможность через суд снимать режим банковской тайны. При этом служащим банков запретят разглашать сведения о фактах предоставления информации следствию.
К отмыванию доходов будут относиться: невозвращение из-за границы валютных средств, уклонение от уплаты таможенных и налоговых платежей, неисполнение обязанностей налогового агента
Предприниматели крайне негативно оценивают предложенные новации. «Очевидно, что вносимые в законодательство поправки осложнят жизнь налогоплательщикам и лицам, ведущим предпринимательскую деятельность. С точки зрения конкурентоспособности с другими странами, со странами Британского Содружества, Европейского союза, других экономик эти поправки вносят еще более трудоемкие, неудобные и рискованные процедуры по налоговому и финансовому контролю. Устанавливаются требования к юридическим и физическим лицам по предоставлению различного рода информации, перечень которой не очень четко определен, при этом основания для истребования документов более чем неочевидны и необъективны», — говорит вице-президент «Деловой России» Александр Осипов.
«Самое главное, что в законопроекте заложен ряд рисков по важнейшим операциям. Например, приостановление операций по счетам по ряду совершенно необоснованных причин. Мы знаем, что эти полномочия часто используются совершенно немотивированно, зачастую ошибочно и нередко с желанием злоупотребить правом. Такие меры неоднократно применялись к добросовестным налогоплательщикам, являлись способом и рейдерства, и вымогательства, — утверждает Александр Осипов. — Понятно, что само по себе обналичивание и отмывка этих средств порождаются в первую очередь состоянием регулирования и инвестиционным климатом. Бесполезно строить плотину, если непрерывно с той стороны наливается вода. Если невыгодно заниматься бизнесом, если налоговое бремя экономически неприемлемо, а при этом коррупционная составляющая велика, автоматически возникает потребность в обналичке».
С ним согласны другие предприниматели. «Расширенные права ФНС по блокированию банковских счетов и электронных переводов могут стать серьезным осложнением, особенно в случае злоупотребления ими. Эта мера и сейчас оказывается порой слишком жесткой, а по проекту она может применяться не только при наличии налоговых долгов, но даже в случае ошибки почтовых работников. Кроме того, налоговым органам хотят разрешить рассчитывать налоговые обязательства без учета сделок, совершенных исключительно с целью занижения налогов. Сейчас такие сделки оспариваются в судебном порядке, а в проекте налоговые органы самостоятельно будут квалифицировать их. Маловероятно, что налоговикам удастся сохранять объективность. Наконец, ФНС готовится раскрыть банковскую тайну и, возможно, обяжет всех граждан сообщать об открытии и закрытии ими разного рода счетов в банках. В этом случае вал документов может превысить физические возможности налоговых инспекторов, при этом эффективность налогового контроля в целом это вряд ли повысит», — считает председатель правового комитета Ассоциации молодых предпринимателей России Сергей Варламов.
В результате этих изменений могут пострадать в первую очередь добросовестные налогоплательщики. «В законе существенный акцент сделан на подконтрольность и прозрачность инвестиций и расчетов, однако не нашлось места гарантиям и защите прав инвесторов и законопослушных налогоплательщиков. То есть новые обязанности им, как и прочим, уже собираются вменять, а вот об их правах никто не побеспокоился. Это, может быть, и снизит несправедливую конкуренцию между честным бизнесом и теневым, но в целом не станет стимулом для того, чтобы «играть по правилам». Принятие тех или иных мер должно быть системным, а в проекте пока есть только набор «точечных» ударов, которые хоть и нацелены в «болевые» точки, но по отдельности имеют не столь значительный эффект. Почти во всех мерах заметно усиливается бюрократическая составляющая, наименее опасная для криминальных субъектов, как правило, не ведущих почти никакой документации и не отягощенных производственными задачами», — считает Сергей Варламов.
Источник: Российская газета, Ирина Колодина