МОСКВА, 3 сентября /ФИС/ Коллекторы сделали ответный ход в борьбе с Роспотребнадзором за свой имидж. Для того чтобы продемонстрировать, что продажа просроченных кредитов, вопреки мнению надзорного ведомства, может быть даже выгодна банковским заемщикам, одно из крупнейших коллекторских агентств готово пойти на массовое прощение части долгов.
О том, что Столичное коллекторское агентство (СКА) объявило о массовой акции по прощению части долга заемщикам, проблемные кредиты которых были приобретены агентством у банков, рассказал "Ъ" исполнительный директор СКА Артем Плохов. "Мы запустили кампанию по рассылке писем должникам с предложением о списании части долга (от 20% до 50%)",— рассказал господин Плохов. Всего планируется разослать письма с подобным предложением около 30 тыс. должникам, чьи проблемные кредиты СКА приобрело у банков по договорам цессии (с переуступкой прав требований). "По заемщикам, чьи долги находятся в работе у нас по агентской схеме, подобную акцию мы провести не можем, поскольку решение о списании части задолженности должен принимать банк",— поясняет господин Плохов. Общее количество дел должников, сопровождаемых СКА (по данным самого агентства), составляет 550 тыс., из них 50% в рамках договоров цессии.
Столичное коллекторское агентство основано в 2005 году. Входит в десятку крупнейших игроков рынка (по данным исследования "РБК research") по объему портфеля в работе. В агентстве не раскрывают объемы бизнеса, однако по оценкам участников рынка, у СКА он превышает 30 млрд руб. В состав акционеров СКА входят скандинавский фонд прямых инвестиций Mint Capital и шведская компания Svea Ekonomi AB, а также топ-менеджмент компании.
По словам господина Плохова, до сих пор СКА не проводило столь массовых акций по прощению долгов заемщикам. "Впервые провести такую акцию массово и публично нас побудило желание продемонстрировать свою открытость и готовность к диалогу с должником",— говорит он.
Опрошенные "Ъ" участники рынка считают, что в первую очередь акция СКА нацелена на улучшение имиджа коллекторов, который немало пострадал в борьбе с Роспотребнадзором. "Обычно коллекторские агентства предпочитают работать индивидуально; предлагать дисконт имеет смысл в том случае, если заемщик не может платить или у него очень большая доля штрафов и пеней в общем объеме долга",— говорит гендиректор коллекторского агентства "Секвойя кредит консолидейшн" Елена Докучаева. По ее мнению, подобное публичное предложение носит скорее имиджевый, чем экономический характер. "В последнее время много говорят о том, что продажа долга ущемляет права заемщиков,— продолжает она.— Но это далеко не так, поскольку коллектор покупает долг с дисконтом (в среднем за 3-5% от суммы долга.— "Ъ"), у него нет требований по созданию резервов и соблюдению нормативов, как у банка, агентство может предложить должнику более комфортные условия погашения долга: прощение части задолженности или рассрочку — в зависимости от ситуации". Сейчас всем коллекторским агентствам, особенно активным игрокам на рынке цессии, не мешает подумать об улучшении имиджа, который был весьма испорчен активными нападками Роспотребнадзора, соглашается гендиректор агентства "Центр ЮСБ" Александр Федоров.
Впрочем, у подобной акции коллекторов могут быть и другие причины. "Учитывая неоднозначную ситуацию с взысканием в судебном порядке долгов, приобретенных коллектором в рамках договоров цессии, агентства, работающие по такой схеме, особенно заинтересованы в досудебном разрешении конфликта и готовы пойти на уступки",— говорит господин Федоров. Верховный суд в постановлении пленума от 28 июня счел законной продажу долгов розничных банковских заемщиков не банкам, только если в кредитном договоре заемщик дал на это согласие. В результате коллекторы начали получать отказы судей общей юрисдикции в приеме исков о взыскании долгов по приобретенным ими договорам при отсутствии соответствующих условий в них (см. "Ъ" от 2 августа).
Источник: Коммерсантъ, Ксения Дементьева