МОСКВА, 3 сентября /ФИС/ Почти 14 лет издания "Коммерсанта" не писали об открытии отделения банка. Последний раз небольшая заметка об открытии филиала "СБС-Агро" во Владивостоке вышла 3 ноября 1998 года. Однако Сбербанк дал повод к возрождению жанра.
На прошлой неделе Сбербанк открыл новое отделение в Москве. С учетом того что у него по стране насчитывается около 19 тыс. различных подразделений, событие было бы из зауряднейших. Если бы не одно "но": отделение открыто в автобусе. Настоящий такой автобус — с водителем, с устройством для подъема инвалидов. Единственное, что выделяет его из череды курсирующих по Москве близнецов,— это фирменная раскраска и банкомат на боку.
Конечно, Сбербанк в последнее время активно преображается. В прошлом году он начал переформатировать свои отделения по всей стране, и те стали превращаться из привычных сберкасс в современные банковские офисы. Там даже появились игровые зоны с планшетами, на которых дети, пока их родители ждут своей очереди, могут поиграть в компьютерные игры.
Но банковский офис в автобусе — это, безусловно, вершина маркетинговой мысли. Наверное, его можно считать логичным продолжением всей концепции. Ведь один из новых форматов сбербанковских офисов — отделение-остановка. Как нетрудно догадаться, это обычная автобусная остановка, которую от других отличает опять же фирменная раскраска и банкомат сбоку. Для полноты картины автобусу с остановкой не хватает только выделенной полосы салатового цвета. Проблема, видимо, в том, что к ней очень сложно сбоку приделать банкомат.
Строго говоря, абсолютно новым форматом банк-автобус признать нельзя, ведь передвижные офисы у Сбербанка существовали и раньше. Они представляли собой бронированные "Газели", на которых банковские служащие добирались до удаленных населенных пунктов. В прошлом году Сбербанк запустил опытную партию таких микроавтобусов в Уральском и Среднерусском банке.
Теперь очередь дошла и до Москвы. Логика в этом есть: с расширением столицы у города внезапно появилось много удаленных и даже труднодоступных районов. В старой Москве у Сбербанка более 700 отделений, на территории новой Москвы — всего 26. А ведь присоединяемая к городу часть области по площади превосходит столицу. И именно на новой территории, по словам заместителя председателя Московского банка Сбербанка Сергея Малышева, в первую очередь и будет использоваться представленный журналистам банк-автобус, а также две его уменьшенные копии.
Маховик креативной машины Сбербанка, похоже, раскручен на полную мощность, и каких новостей ждать от него теперь, даже трудно предположить. Если творческая мысль сотрудников банка и дальше пойдет по транспортной направляющей, не исключено появление банка-вагона электрички для работы в московской области. А в поездах дальнего следования его логично будет прицеплять сразу за вагоном-рестораном.
Интересным решением может стать и банк—речной трамвайчик, который курсировал бы между московскими и подмосковными пляжами. Правда, если такое отделение даст течь, это ударит по имиджу Сбербанка. Да и короткий период навигации не позволит использовать его потенциал на 100%. Другое дело — банк-вертолет, всепогодный, всесезонный офис для самых труднодоступных мест. А в городской среде с учетом постоянных московских пробок был бы незаменим банкомат-мотоцикл.
Если же не зацикливаться на транспорте, то перспективными направлениями представляются банк-ресторан или банк-театр. Особым спросом наверняка пользовался бы банк-тотализатор и банк-ипподром. Игорные дома в Москве запрещены, но на специально отведенных для этого территориях банк-казино был бы беспроигрышным вариантом.
Впрочем, ряд банков уже успешно реализуют проект банк-прачечная, особенно не афишируя эту бизнес-идею. А некоторые банки вполне можно отнести к категории банк-лотерея. Но это уже из другой области финансового маркетинга.
Источник: Коммерсантъ, Максим Буйлов