МОСКВА, 29 августа /ФИС/ Высокая конкуренция со стороны новых компаний сдерживает рост бизнеса действующих игроков рынка микрофинансирования. Во втором квартале текущего года средний портфель займов одного участника этого рынка увеличился лишь на 1,16%, составив 180 млн руб., в первом квартале темпы роста этого показателя были в десять раз выше. Впрочем, по словам экспертов, такая ситуация продлится недолго, и скоро, не выдержав конкуренции, наиболее слабые игроки начнут покидать рынок, что может привести к сокращению числа его игроков уже в этом году.
Среднее значение портфеля займов на один микрофинансовый институт увеличилось во втором квартале лишь на 1,16%, до 179,9 млн руб., по сравнению с приростом 11,81% кварталом ранее, свидетельствует обзор рынка микрофинансирования Национального партнерства участников микрофинансового рынка (НАУМИР) и Российского микрофинансового центра. Одновременно наблюдалось и сокращение среднего количества активных заемщиков, имеющих хотя бы один действующий договор займа, на 0,76%, до 2053 заемщиков, по сравнению с приростом 13,5% в первом квартале.
Сокращение темпов роста среднего портфеля одного участника микрофинансового рынка — следствие растущей конкуренции из-за появления большого числа новых игроков, отмечает президент НАУМИРа Михаил Мамута. Согласно реестру микрофинансовых организаций (МФО) на сайте регулятора — Федеральной службы по финансовым рынкам,— за весь 2011 год была зарегистрирована 1001 МФО, в первом квартале текущего года их число увеличилось на 268, во втором — на 456 штук. В июле-августе было зарегистрировано уже 265 новых МФО.
Новые компании усложняют работу действующих игроков. Чтобы выдерживать растущую конкуренцию, компании вынуждены предлагать заемщикам все более привлекательные условия, при этом стоимость привлекаемых средств для них не падает, что ведет к сокращению чистого процентного спреда, то есть доходности бизнеса. Так, по данным обзора, на 1 июля разница между средней доходностью выдаваемых займов и привлекаемых МФО средств составила 15,9 процентного пункта (п. п.), тогда как кварталом ранее — 17 п. п. По словам господина Мамуты, международный опыт свидетельствует о том, что нормальным процентным спредом для классических МФО (не учитывая сегмент займов до зарплаты) является 10-15 п. п. "В дальнейшем эта тенденция продолжится за счет ценовой конкуренции за заемщиков,— продолжает он.— Однако ожидать сужения спреда ниже 10 п. п. не стоит, поскольку это уровень на грани рентабельности. У МФО большие удельные издержки из-за индивидуального подхода к оценке заемщика и более высоких рисков в этом сегменте кредитования, чем в банковском".
Впрочем, эксперты ожидают, что уже скоро число игроков рынка микрофинансирования пойдет на спад: слабые игроки не выдержат конкуренции. "Резкий рост числа новых участников вызван тем, что этот развивающийся рынок кажется прибыльным и простым механизмом,— говорит президент УК "Центр микрофинансирования" Павел Сигал.— Но такая позиция неизбежно приведет к тому, что новичкам без продуманного подхода к оценке рисков и достаточного запаса по капиталу придется уйти с рынка". По его словам, уже сейчас ряд молодых игроков ужесточает политику выдачи займов и сокращает темпы прироста портфелей, а затем они столкнутся и со снижением прибыли.
"Рынок достигнет точки насыщения, когда на нем сформируется 30-40 крупных компаний в дополнение к тем пяти-шести, которые существуют сейчас,— прогнозирует председатель наблюдательного совета компании "Микрофинанс" Сергей Сучков.— Большинство новых компаний специализируются на займах до зарплаты, поэтому и конкуренция в большей степени будет усиливаться в этом сегменте, куда к тому же могут выйти и банки, заинтересованные в высокомаржинальном кредитовании заемщиков сегмента subprime (с доходами ниже среднего.— "Ъ")". Можно ожидать, что уже до конца текущего года появится тенденция к сокращению числа игроков рынка МФО, прогнозирует Михаил Мамута. Аналогичная ситуация была и в банковском секторе: если в 1995 году у нас было более 3 тыс. банков, то сейчас менее 1 тыс. кредитных организаций (включая небанковские кредитные организации), напоминает он.
Источник: Коммерсантъ, Ксения Дементьева, Ольга Шестопал