МОСКВА, 26 июля /ФИС/ Из всех видов кредитов россияне стали предпочитать карточные. По итогам первого полугодия темпы роста совокупного банковского портфеля таких ссуд достигли 36% при общем росте банковской розницы в 18%. При такой динамике по итогам года банки могут получить более чем 70-процентный прирост карточных кредитных портфелей. Эксперты опасаются, что увлечение карточным кредитованием может обернуться для банков повышенными рисками.
Согласно исследованию ТКС-банка, объем российского рынка пластиковых кредитных карт на 1 июля превысил 0,5 трлн руб., увеличившись за полгода на 36%. В первом полугодии прошлого года темпы роста были ниже — 26%. При этом от квартала к кварталу темпы роста лишь ускоряются, свидетельствует исследование: 18,3% против 15% во втором и первом кварталах текущего года соответственно. По мнению аналитиков ТКС-банка, такая динамика с высокой долей вероятности может привести к тому, что годовые темпы роста могут превысить ставшие рекордными прошлогодние 62%.
По данным обзора банковского сектора ЦБ, в целом рынок розничного банковского кредитования с начала года по 1 июля вырос на 18,4%. Разбивки по темпам роста в разных сегментах банковской розницы регулятор не приводит. По данным агентства Frank Research Group, которое ведет такую статистику, ипотека и автокредиты выросли с начала года и по 1 июня (данных на 1 июля у Frank Research Group пока нет) на 9,4% и 7,3% соответственно. Нецелевые розничные кредиты наличными увеличились на 18,4%. Рынок кредитов в торговых сетях и вовсе сократился на 9,1%.
Столь высокие темпы роста карточных кредитов обусловлены активностью банков в продвижении и популяризации этого продукта, указывают эксперты. "Развитие карточного бизнеса выгодно и интересно самим банкам с точки зрения высокой доходности и лояльности клиентов, которым, имея карту в кармане, проще вернуться к кредитной линии конкретного банка,— отмечает управляющий партнер Frank Research Group Юрий Грибанов.— Кроме того, карточный рынок раскачивают такие игроки, как "Восточный экспресс", который сознательно закрывает ряд своих продуктов, продвигая именно выдачу кредитов на карты даже тем клиентам, которые приходят за наличными". Согласно подсчетам ТКС-банка, банк "Восточный экспресс" находится на третьем месте по абсолютному росту карточных кредитов — за полгода прирост его портфеля в этом сегменте составил 12,6 млрд руб. Почти на столько же — 12,4 млрд — вырос портфель самого ТКС-банка. На втором месте — банк "Русский стандарт", увеличивший портфель карточных кредитов на 16,5 млрд. Впрочем, сам "Русский стандарт" по-прежнему считает себя лидером рынка, говорится в исследовании. В состав своих карточных кредитов он включает классические срочные кредиты, но выданные на карты. Методика же ТКС-банка такие кредиты в расчет не принимает: по мнению авторов исследования, классическая кредитная карта — это кредит до востребования. Сбербанк, по данным ТКС-банка, продолжает увеличивать отрыв от лидеров, добавив в свой портфель за полугодие 36 млрд руб. и доведя долю на рынке кредиток почти до 20%.
Увлечение банков кредитными картами может быть сопряжено с ростом рисков. Рассчитать стоимость обслуживания более сложного карточного кредита и, следовательно, не допустить просрочку по нему клиентам зачастую сложнее, чем по более простому кредиту наличными, указывают эксперты. Кроме того, в определенных случаях кредит наличными не только проще, но и выгоднее. "В частности, в случае когда клиенту нужна крупная сумма денег под меньшую ставку на длительный срок, ему выгоднее взять кредит наличными, чем оформлять карту, а затем снимать с нее средства, уплачивая при этом комиссию",— отмечает вице-президент банка "Ренессанс Кредит" Владислав Вербин. Впрочем, при понимании продукта карточный кредит дает клиентам большую гибкость, добавляет он. "Так, по кредиту наличными клиенту лучше расплачиваться в соответствии с утвержденным графиком, по которому досрочное погашение на конкретном сроке может быть не предусмотрено, тогда как по карте он может либо погасить всю сумму задолженности сразу, либо платить минимальный платеж столько, сколько ему будет удобно, либо и вовсе избежать начисления процентов, укладываясь в грейс-период",— резюмирует он.
Источник: Коммерсантъ, Александра Баязитова, Ольга Шестопал