МОСКВА, 24 июля /ФИС/ Число банков, пытающихся снизить стоимость обслуживания привлеченных в кризис дорогих вкладов граждан в ущерб их интересам, растет. Если на начало года соответствующие претензии Федеральной антимонопольной службы (ФАС) имели три игрока, то теперь их стало уже пять. Кроме Инвестторгбанка, Юниаструм-банка и СКБ-банка претензии ФАС предъявлены Метробанку и Сведбанку.
"В последнее время участились случаи привлечения средств граждан во вклады с последующим ухудшением их потребительских свойств по сравнению с первоначально заявленными",— сообщило вчера управление ФАС по Москве на официальном сайте. "Такие действия квалифицируются как недобросовестная конкуренция, способная негативно сказаться на отношении к банковской системе,— говорится в заявлении УФАС.— Вкладчики не получают в планируемом объеме прибыль от размещения денежных средств, а банки, не исполняя часть принятых на себя обязательств, приобретают преимущество на рынке банковских услуг перед своими конкурентами".
В пресс-службе московского УФАС "Ъ" сообщили, что речь идет о делах, возбужденных в отношении Метробанка и Сведбанка по статье 14 закона "О защите конкуренции", запрещающей недобросовестную конкуренцию. "В одном случае банк начал взимать комиссию за ведение текущего счета, открытие которого являлось обязательным при заключении договора вклада, а также отдельную комиссию за снятие с него начисленных по вкладу процентов. В другом — отказывал вкладчикам в приеме дополнительных взносов по заявленным процентным ставкам",— пояснили в УФАС. Заседания комиссии для рассмотрения этих дел назначены на август и сентябрь. В случае признания действий банков недобросовестной конкуренцией им будет предписано возобновить прием взносов во вклады по первоначальной ставке, а также вернуть вкладчикам уплаченные комиссии.
Новые претензии к банкам, не желающим исполнять взятые на себя в кризис повышенные обязательства по вкладам, ФАС предъявила после полугодового перерыва. В январе экспертная комиссия ФАС признала не соответствующими законодательству похожие действия Юниаструм-банка, СКБ-банка и Инвестторгбанка. Тогда банкам вменялось вернуть вкладчикам в совокупности 10 млн руб. Попытка Юниаструм-банка и Инвестторгбанка оспорить предписание ФАС в суде первой инстанции успехом не увенчалась. СКБ-банк без суда согласился возместить своим клиентам уплаченные ими комиссии.
Какие ставки были у Метробанка и Сведбанка по договорам, вызывавшим претензии УФАС, и в какой период времени заключались эти договоры, в антимонопольном ведомстве раскрывать отказались, сославшись на то, что экспертной комиссии только предстоит разбираться в деле. Связаться с пресс-службой Метробанка вчера вечером не удалось. Получить официальный комментарий в Сведбанке — также. По мнению экспертов, активность ФАС для банков, злоупотребляющих своими правами в отношениях с вкладчиками, небезопасна. "У ФАС довольно большая вилка в применении санкций, если подобные случаи будут учащаться, не исключено применение максимальных санкций и штрафов",— считает начальник отдела антикризисного управления АКГ "МЭФ-Аудит" Константин Городилов.
Более того, если ситуация в Сведбанке будет признана ФАС нарушающей конкуренцию, иностранным банкам будет непросто не только выйти на российский розничный рынок, но и уйти с него, осознав неэффективность бизнеса. По сведениям "Ъ", претензии УФАС вызвали заградительные комиссии, которые банк поставил по операциям физлиц с текущими счетами. Например, за внесение денег на счет взимается комиссия 15%. Цель таких действий для Сведбанка, планово сворачивающего розницу в России,— стимулировать переход розничных клиентов на обслуживание в другие банки, указывает источник "Ъ", знакомый с ситуацией в Сведбанке. Похожий прием летом 2011 года использовал банк HSBC, также сворачивавший тогда розницу в России. Иным способом оперативно избавиться от розничных пассивов банкам сложно: в отличие от кредитов портфель вкладов продать другому банку нельзя.
Источник: Коммерсантъ, Ольга Шестопал