МОСКВА, 23 июля /ФИС/ По информации «Известий», Центробанк направил банкам письма с рекомендациями по установке банкоматов. Участники рынка опасаются, что они будут носить обязательный характер, и уже подсчитывают издержки, связанные с апгрейдом. На переоснащение банкоматов в соответствии со новыми стандартами придется потратить $200 млн, а на их ежегодное обслуживание в дальнейшем — $450 млн.
«Письма счастья»
В своих письмах ЦБ (есть в распоряжении «Известий») приводит общие и дополнительные «банкоматные» стандарты. К первым, в частности, относятся установка аппаратов в хорошо освещенных местах (включая ночное время), запрет на зеркальные поверхности рядом с устройствами (они помогают отследить ввод PIN-кода) и отсутствие прямого доступа автомобилей к ним (чтобы было труднее погрузить коробку весом 0,5 т). Также банкомат должен хорошо просматриваться службой безопасности банка, а место его установки нужно оборудовать системой видеозаписи с архивом не менее чем на 45 дней.
Кроме того, аппараты нужно устанавливать в тамбуре основного входа в банк, отдельном помещении (при круглосуточном режиме работы), имеющем выход на фасадную сторону улицы и дверь во внутренние помещения банка, или в операционном зале. У инкассаторов должен быть доступ к банкоматам в нерабочее время. ЦБ пишет и о необходимости предусмотреть «зону безопасности», чтобы держатель карты мог безопасно ввести PIN-код и забрать наличность.
В список дополнительных стандартов входят оборудование банкомата охранной сигнализацией, страхование аппарата, система GPS-слежения, использование специальной страховочной краски (приводит в негодность купюры в случае несанкционированного доступа). Про банкоматы, которые установлены в метро, ЦБ ничего не упоминает.
Логика регулятора, озаботившегося стандартами, понятна. По данным МВД, только в Москве преступники крадут 3—5 банкоматов еженедельно. За год банки становятся жертвами воров до 250 раз. При этом в каждом аппарате может находиться 10—12 тыс. купюр номиналом в 100, 500, 1 тыс. и 5 тыс. рублей, говорят представители производителя банкоматов Diebold. При взломе одного банкомата мошенник может получить около 2 млн рублей, а банку помимо этих потерь приходится тратить на ремонт аппарата 400—500 тыс. рублей. Владельцы карт страдают не меньше, теряя сотни миллионов рублей ежегодно из-за скиммеров (устройства, устанавливаемые на банкоматы и считывающие данные карт) и накладных клавиатур.
$200 млн на апгрейд и $450 млн на обслуживание
По данным Diebold, у российских банков свыше 100 тыс. банкоматов. По оценкам опрошенных «Известиями» экспертов, на переоснащение этих устройств в соответствии с новыми требованиями ЦБ придется потратить около $200 млн — по $1—2 тыс. на каждый. Кроме того, на ежемесячное обслуживание одного аппарата нужно будет ежегодно выделять значительные средства.
По словам собеседников «Известий», банки должны будут отчитываться перед ЦБ о ходе выполнения нормативов. Сначала единовременно — после получения стандартов игроки сообщают регулятору о том, насколько их аппараты соответствуют требованиям, потом регулярно — информируют Банк России о ходе переоснащения устройств.
Пока стандарты ЦБ носят рекомендательный характер, но участники рынка опасаются, что апдейт банкоматов скоро будет закреплен в соответствующем Положении регулятора, несоблюдение которого повлечет санкции. Так, игроков могут привлечь к административной ответственности, говорят собеседники «Известий».
— Первоначально это штраф 50—100 тыс. рублей — распространенный размер штрафа, накладываемый по внутреннему положению ЦБ, — говорит один из банкиров. — Но штраф может увеличиться до 0,1% капитала банка, если кредитная организация не выполнит требования регулятора. Вводить какие-то ограничения по «банкоматным» операциям ЦБ вряд ли будет, но вполне может потребовать от банка убрать «непонравившийся» аппарат.
Комментарий ЦБ получить не удалось.
Банкиры угрожают «банкоматной» стагнацией
Директор по профессиональным инженерным услугам Diebold Иван Стригин уверен, что банкам не придется переоснащать все и сразу.
— Дело трудоемкое и дорогостоящее. Судя по европейскому опыту введения подобных мер, обязательные требования по безопасности могут касаться только новых устройств. Ранее установленные можно переоснащать постепенно или же впоследствии заменять новыми, — говорит собеседник. — До недавнего времени столпом безопасности денежных средств в банкоматах являлось их страхование. Это можно объяснить рыночным подходом, ведь при краже небольшой суммы средств и сумма потерь не так велика. Однако сейчас наблюдается обратная тенденция — суммы затрат превышают ожидания как банков, так и страховых компаний. Поэтому выработка единого стандарта должна подразумевать невысокие тарифы для банков в будущем и минимальные затраты для страховых компаний.
Директор департамента платежных систем СМП-банка Елена Биндусова надеется, что ЦБ ограничится рекомендациями:
— Банки смогут использовать рекомендации в соответствии со спецификой бизнеса, — рассуждает Биндусова. — Если же это будет положение, неизбежны не только дополнительные расходы со стороны банков, но и увеличение сроков установки банкоматов, а также снижение уровня доступности аппаратов для держателей карт.
— Если это будут не рекомендации, а требования, то их жесткое соблюдение может довольно сильно повысить стоимость обслуживания банкоматов и, как следствие, может привести к сокращению развития инфраструктуры банкоматной сети, — добавляет директор департамента банковских карт банка «Стройкредит» Владимир Тарико. — Стоимость банкомата достаточно высока, а экономический эффект от его работы и использования не всегда есть.
Источник: Известия, Анастасия Алексеевских