МОСКВА, 5 июля /ФИС/ Центральный банк РФ призывает банки не подсаживаться на «иглу госфинансирования», закрывая гэп между ростом кредитования и фондированием рыночными ресурсами и жить по средствам, адекватно управляя рисками.
У Банка России есть потенциал увеличения объемов рефинансирования, о чем просят банкиры, вдвое, но это даст фору госбанкам, у которых сосредоточен основной объем обеспечения, сказал заместитель главы департамента финансовой стабильности Банка России Сергей Моисеев.
«До какой-то степени внутри года Банк России будет готов замещать рыночные источники финансирования, но это не будет бесконечно. Мы не хотим, чтобы банки снимали с себя ответственность… банки должны уметь управлять рисками, поэтому если у вас фондирование падает, вы должны также перестраивать свою кредитную политику», — сказал он на банковском форуме в среду.
По словам Моисеева, ЦБР не настроен быть «кормушкой» для банков, стремящихся закрыть гэп между ростом кредитования и фондированием:
«Таким образом, мы будем льготным образом фондировать банки, а им будет наплевать на собственный риск-менеджмент, на управление ликвидностью и таким безответственным образом будут сидеть на игле госфинансирования, и дальше этот гэп наращивать».
Кредитный портфель в годовом выражении вырос более чем на 20 процентов при приросте фондирования на 15 процентов, напомнил Моисеев.
Нужно жить по средствам, призывает представитель регулятора банкиров, продвигающих идею удлинения и удешевления финансирования со стороны ЦБ, который, по их мнению, «зажимает» ликвидность, препятствуя росту.
«Нужно жить самодостаточно: если у вас в кармане 5 рублей, то расходуйте 5 рублей, а не 10 рублей. Поэтому позиция ЦБ не предполагает введения двухлетних, трехлетних кредитов, некоторые хотят на 50 лет — не будет этого. Умейте разумно расходовать ресурсы, умейте планировать, умейте управлять рискам. Мы вам поможем, подставим плечо, но в рамках разумного — это не будет жирование на госресурсы».
ЦБР — «не обезьяна»
Моисеев сказал, что у ЦБ есть потенциал удвоения объемов рефинансирования до 4 триллионов рублей с учетом той залоговой базы, которая сейчас использована на 30—40 процентов по рыночным активам и на порядка 30 процентов — по нерыночным.
«Сейчас где-то использовано около 2 триллионов, то есть мы можем удвоить, и дойти до 10 процентов пассивов (доля средств ЦБ в пассивах банков) без использования беззалоговых кредитов», — сказал он.
Но это даст «фору госбанкам», у которых в основном сосредоточено качественное обеспечение, добавляет Моисеев.
«Частные банкиры призывают наращивать — это приведет к тому, что они потом будут ныть, потому что конкурентное преимущество получили госбанки».
Причин для введения беззалоговых кредитов, которые ЦБ предоставлял в кризис 2008 года, по мнению Моисеева, сейчас нет:
«В 2008 году было две основные причины: залогов не хватало — было 1,2 триллиона рублей, сейчас на 4 триллиона рублей, и обеспечение было в основном у госбанков, сейчас оно распределено более равномерно… Если залоговое обспечение будет исчерпано на 70—80 процентов, и ЦБ не сможет удержать ставки на денежном рынке не выше определенного уровня — не выше 6 процентов, тогда можно рассмотреть, но пока таких признаков нет».
К тому же, должны сложиться условия, исключающие «инфляционный навес» и давление на валютный рынок, добавляет Моисеев.
Копировать «как обезьяна» Европу с их политикой долгосрочного финансирования ЦБ не собирается:
«В Европе нулевой рост кредитов, в России — 20 процентов, Европа — на грани рецессии, в России — 4 процента роста — макроэкономические условия различаются», — говорит Моисеев.
По его словам, практика показывает, что такие инструменты могут быть задействованы в случае системных рисков, среди которых расплата по внешним долгам в условиях закрытых рынков, потребности в субсидировании капитала через предоставление дешевых денег, и выхода из кредитного сжатия, когда экономика растет, а кредиты — нет.
Источник: Reuters, Оксана Кобзева