Займы ошиблись номером
x
x
x
x
Все банки Новосибирска: информация, услуги, новости.
Главная » Новости » Займы ошиблись номером
04-06-2012 21:03

Займы ошиблись номером

МОСКВА, 4 июня /ФИС/ На рынке обнаружилась региональная компания, выдающая займы до зарплаты, при этом не числящаяся в реестре микрофинансовых организаций и использующая рекламу, похожую на сбербанковскую. К рынку МФО пора устанавливать более жесткие требования, считают его участники.

Судя по информации на сайте «Микрозайм-рф.рф», компания, позиционирующая себя как микрофинансовая организация (МФО), выдает в городе Волгодонске Ростовской области займы на 2—30 тыс. руб. по паспорту гражданина РФ на срок до 16 дней под 2% в день. На первый взгляд примечательного в этой компании только ошибка в названии — правильная форма именительного падежа все-таки «заем». Займы до зарплаты (Pay Day Loans, PDL) — стандартная услуга, которую имеют право оказывать любые МФО, зарегистрированные в реестре Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), регулирующей их деятельность. На сайте «Микрозайма» указан регистрационный номер, однако обнаружить организацию с таким номером в реестре МФО на сайте ФСФР не удалось. В пятницу в телефонном разговоре по номеру, указанному на сайте «Микрозайм-рф.рф», оператор сначала затруднилась ответить, почему компания не фигурирует в госреестре, указав, что «не располагает рекламной информацией», а затем ответила, что компания называется «Хотей». Такая МФО действительно числится в реестре, однако ее регистрационный номер не совпадает с указанным на сайте «Микрозайма». По данным базы СПАРК, руководит МФО «Хотей» некий Станислав Тен, который в телефонном разговоре свою причастность к компании «Микрозайм» не отрицал, однако комментировать ситуацию отказался. В воскресенье сайт «Микрозайм-рф.рф» перестал работать.

В ФСФР на запрос «Ъ» ответили, что служба осуществляет надзор и контроль за теми МФО, которые включены в госреестр, однако организации с такими реквизитами в реестре нет. «Те МФО, которые работают на «сером» рынке, не попадают под регулирование. Однако в случае появления у ФСФР информации о таких организациях эти сведения передаются в правоохранительные органы»,— отметили в ФСФР.

Компания «Микрозайм» может привлечь внимание регуляторов различными аспектами своей деятельности. Указывая регистрационный номер, компания заявляет о себе как о полноценном участнике регулируемого рынка, но фактически, так как этот номер ничему не соответствует, избегает ограничений регулятора, считает генеральный директор компании «Микрофинанс» Андрей Марулев. «В данном случае прослеживаются признаки недобросовестной конкуренции с точки зрения недостоверности публикуемой информации, за что полагается штраф до 500 тыс. руб.»,— полагает заместитель главы ФАС Андрей Кашеваров.

Кроме того, логотип «Микрозайма» похож на фирменный знак Сбербанка — различие только в форме (прямоугольная у МФО), схожи и слоганы («Сбербанк всегда рядом» и «Микрозайм всегда с тобой»). «В соответствии с ГК РФ Сбербанк может обратиться в арбитражный суд с иском о прекращении использования обозначения, сходного до степени смешения с его товарным знаком»,— отмечает партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин. В Сбербанке на запрос «Ъ» не ответили.

Закон о микрофинансовых организациях был принят лишь в начале прошлого года, поэтому и регулирование на рынке МФО пока отстает от банковского. В начале 1990-х годов без лицензии совершал операции банк «Чара». Однако даже тогда, на заре банковского рынка, это был единичный случай, отмечает заместитель гендиректора Агентства по страхованию вкладов Андрей Мельников. «Видимо, людей останавливала статья Уголовного кодекса «Незаконная банковская деятельность» и оперативное отслеживание ситуации Центральным банком»,— отмечает он. Сами участники рынка МФО считают, что требования к микрофинансовым организациям следует ужесточить. «В первую очередь необходимо установление требования к уставному капиталу МФО в размере минимум 1 млн руб., а также введение обязательного аудита отчетности»,— считает гендиректор компании «Финотдел» Татьяна Юрина.

Источник: Коммерсантъ, Ольга Шестопал