Греф предложил Путину объявить войну наличным деньгам
x
x
x
x
Все банки Новосибирска: информация, услуги, новости.
Главная » Новости » Греф предложил Путину объявить войну наличным деньгам
14-07-2011 22:34

Греф предложил Путину объявить войну наличным деньгам

МОСКВА, 14 июля /ФИС/ Президент Сбербанка Герман Греф предложил премьеру Владимиру Путину объявить войну наличным деньгам, пишет в четверг газета «Ведомости». Высокая доля наличных средств в денежном обороте ограничивает рост экономики, препятствует ее модернизации и формированию в России международного финансового центра, пишет премьеру Греф (копия письма есть у издания).

Объем наличной денежной массы — 11,9% ВВП России. Это заметно превышает такое соотношение в развитых странах (в еврозоне — 9,3%, в США — 6,6%) и даже в сопоставимых по уровню развития (в Мексике — 5,3%, в Бразилии — 4,2%). Обслуживание большого объема наличности ведет к издержкам — как прямым в виде затрат на эмиссию, обращение, хранение, обеспечение безопасности, борьбу с фальшивомонетчиками, так и косвенным — процентным потерям из-за отвлечения капитала из оборота, потерям времени в очередях, дополнительным расходам на обработку денежной выручки.

По оценкам Сбербанка, в 2009 году прямые издержки экономики составили 1,1% ВВП, а с учетом недополученного процентного дохода — 2,3% ВВП, или почти 0,9 трлн рублей. Кроме того, большой объем наличных денег — один из признаков теневой экономики, в России ее объем составляет 40% ВВП, приводятся в материалах Сбербанка расчеты известного австрийского специалиста по теневой экономике Фридриха Шнайдера. Это означает, что государство недополучает в виде налогов примерно 8% ВВП ежегодно, посчитали в Сбербанке. Так что сокращение наличного оборота принесет выгоду всем субъектам экономики, заключает в своем письме Греф.

Он предлагает и решение — стратегию развития российской платежной системы. Первый этап — «война с наличностью». Предлагается изменить Трудовой кодекс и закон о трудовых пенсиях так, чтобы зарплаты, социальные пособия и пенсии выплачивались только на банковские карты (за исключением микрофирм и труднодоступных местностей). С помощью законодательства нужно обязать принимать к оплате банковские карты все торгово-сервисные предприятия определенного уровня — например, с годовой выручкой от 400 млн рублей. В качестве пряника сократить на 5 процентных пунктов НДС по покупкам с безналичной оплатой (т. е. с 10—18 до 5—13%), в качестве кнута — ужесточить стандарты транспортировки и хранения денег для магазинов и инкассаторских компаний. Понадобится создать национальный платежный совет, куда войдут представители разных участников рынка. Результатом победной войны станет сокращение издержек на оборот наличных на четверть — до 0,8% ВВП.

Второй этап стратегии предполагает повышение эффективности системы платежей: нужно охватить безналичными расчетами даже небольшие платежи, создать национального лидера по проведению платежей. «Универсальная электронная карта», соакционером которой является Сбербанк, в будущем призвана заменить собой практически все документы гражданина и применяться для безналичной оплаты практически всего — от квартплаты до проезда в транспорте и штрафов. Третий этап предполагает «разработку альтернативных инновационных технологий для дальнейшего развития электронных платежей».

Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков подтвердил получение письма. Проект Грефа подлежит глубокой проработке в ведомствах, добавил он. Очень странно дифференцировать налоги в зависимости от формы платежа, замечает чиновник Минфина: «Отлично получается: если магазин продает по картам, то бюджет возмещает ему НДС. А мелкие розничные магазины НДС вообще не платят». Предложения в первую очередь рассчитаны на крупные торговые сети, ответили на это в Сбербанке. «Цель правильная, но меры вызывают большие вопросы», — оценивает главный экономист HSBC Александр Морозов. Обязать магазины принимать карты — это значит ввести для них дополнительный налог — на приобретение устройств, обучение персонала, комиссии банкам, указывает Морозов. «Без встречных обязательств банков снизить комиссии это не может восприниматься как объективная мера», — считает он.

На покупки, оплаченные банковскими картами, приходится меньше 10% товарооборота, говорит совладелец сети магазинов «АБК» Леонид Абаюшкин, объясняя столь низкую долю ментальностью покупателей. «Большинство россиян не рассматривают карту как платежный инструмент. Они получают на нее зарплату или пенсию, а потом снимают деньги в банкомате», — объясняет он. По словам Абаюшкина, эквайринг обходится «АБК» дороже, чем инкассация, но для ретейлера это «имиджевый проект, который помогает привлечь более состоятельных покупателей, повысить размер среднего чека».

Источник: www.vedomosti.ru