МОСКВА, 5 сентября /ФИС/ В сентябре исполнился год, как российская экономика почувствовала на себе влияние мирового финансового кризиса.
Он затронул все секторы экономики — и юридический бизнес не стал исключением.
Большинство опрошенных руководителей юридических фирм отмечают, что кризис привел к изменению структуры спроса на их услуги. Это вполне объяснимо. В период роста экономики большинство юридических действий легко стандартизируются: аренда, закупки, продажи, экспортно-импортные операции, строительство. Как правило, правовое сопровождение таких сделок стоит немного: с ними справляются либо штатные юристы (все текущие сделки, трудовые отношения, исковое производство о взыскании долгов или по искам о защите прав потребителей и т. п.), либо специализированные фирмы (редкие, но типовые сделки, например с недвижимостью).
Однако в период кризиса компании, производя реструктуризацию долгов и активов, чаще совершают необычные для себя юридические действия. Объем работы юридических консультантов Нексиа Пачоли, по словам юриста этой группы компаний Ольги Фроловой, вырос за счет участившихся обращений клиентов по услугами due diligence. Связано это с продажей активов и услугами защиты прав клиентов как налогоплательщиков в участившихся налоговых спорах.
Следует выделить рост обращений по таким правовым вопросам, как споры о невыполнении обязательств по кредитным договорам перед банками; проблемы с начислением налоговых недоимок; проблемы, возникающие между партнерами по бизнесу, связанные с разделом имеющихся активов, добросовестностью исполнения по отношению друг к другу финансовых обязательств. Конечно же, нельзя не отметить радикальное увеличение трудовых споров,— отмечает управляющий партнер адвокатского бюро Тарасов и партнеры Олег Тарасов.
В некоторых случаях такие действия, как, например, попытка избежать дефолта по обязательствам, являются жизненно важными для дальнейшего существования компаний. Именно в подобных ситуациях, когда необходимо всеми силами избежать любых ошибок, в том числе юридических, бизнес прибегает к услугам недешевых, но обладающих безупречной репутацией юридических консультантов. Председатель комитета партнеров адвокатского бюро Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры Дмитрий Афанасьев считает, что наиболее востребованы в нынешний период такие услуги, как реструктуризация долговых обязательств, сопровождение банкротств и, как ни странно, разводы.
Антикризисный характер спроса отмечают и работающие в России международные юридические фирмы. Кэрол Паттерсон, управляющий партнер московского офиса Baker & McKenzie, говорит: Кризис привел к росту числа судебных и арбитражных споров, поэтому спрос на услуги наших специалистов по разрешению споров за последний год вырос. В начале кризиса юристы группы трудового права активно консультировали работодателей по кадровой реорганизации, сокращению численности штата, пересмотру условий трудовых договоров. Baker & McKenzie в ответ на увеличение спроса на финансовую реструктуризацию и банкротство вместе с консалтинговой компанией РБ-партнеры создала Московский клуб держателей облигаций. Задача такого неформального объединения инвесторов — создание инструментов совместного эффективного управления долгом. Клуб разрабатывает различные сценарии работы с эмитентами в зависимости от их поведения с кредиторами: мирные или недружественные, с подачей исков в суд, с обеспечительными мерами, с поиском выведенных активов.
Одновременно в некоторых сегментах рынка спрос падает. Безусловно, сократился объем работы по сделкам, связанным со слияниями и поглощениями, с крупным проектным финансированием,— говорит Андрей Гольцблат, управляющий партнер Goltsblat BLP.
Кризис приводит к тому, что увеличивается объем рынка для топ-сегментов RuLF и ILF, специализирующихся на оказании сложных юридических услуг,— резюмирует управляющий партнер юридической фирмы Вегас-Лекс Альберт Еганян.
В то же время далеко не все юридические консультанты отмечают изменения среди своих заказчиков. На составе клиентов Нексиа Пачоли финансовый кризис не отразился. Того же мнения придерживаются Олег Тарасов, Дмитрий Афанасьев, а также Надежда Орлова из компании ФБК и другие опрошенные эксперты. Однако признаки кризиса есть и здесь. По наблюдениям Альберта Еганяна, если раньше клиент предпочитал иметь несколько юридических консультантов, то теперь он выбирает из них самого надежного, выторговывая при этом дополнительные оптовые скидки. Конкуренция между консультантами из-за этого усиливается.
Три стратегии
Изменение структуры спроса на юридические услуги не могло не привести к реструктуризации рынка. Одним из наиболее знаковых событий в связи с этим стал развод российской юридической фирмы Пепеляев, Гольцблат и партнеры. В начале этого года вместе с одним из основателей Андреем Гольцблатом фирму покинули более трети его коллег, которые теперь работают в международной юридической фирме Goltsblat BLP. В других юридических компаниях также усилилось брожение. Повысилась нагрузка на сотрудников: большинство консультантов, судя по опросам и обсуждениям на профессиональных форумах, жалуются на увеличение нагрузки и необходимость работать сверхурочно.
Впрочем, на Западе ситуация еще хуже. Ведущие аудиторско-консалтинговые (включая Big4) и юридические фирмы направляли сотрудников в отпуска в летнее время или переходили на сокращенную рабочую неделю. В США обанкротились и заявили о прекращении своей деятельности четыре юрфирмы. Две из них входили в сотню крупнейших юридических компаний мира. По сравнению с волной банкротств в других секторах экономики это мало, но для юридического бизнеса банкротство куда более экстраординарное событие, чем крах банка или автопроизводителя.
Несколько международных юрфирм, работающих в России, пошли по пути сокращения (до 40%) или изменения структуры штата: увольняются старшие юристы, вместо них набираются коллеги с меньшим опытом и зарплатными ожиданиями. Оставшимся после сокращения режут зарплаты и бонусы, повышаются требования по биллингу (объему оплаченных клиентами часов). Косвенным признаком проблем у юрконсультантов может являться резкое по сравнению с докризисным уровнем уменьшение маркетинговой активности: снижение объема рекламы, менее оперативное обновление корпоративного сайта, отказ от проведения бесплатных семинаров для потенциальных клиентов, сокращение аналитических подразделений.
Уже сейчас видно, что российские фирмы проходят кризис намного увереннее, чем их конкуренты из-за рубежа,— считает управляющий партнер юридической компании Magisters Дмитрий Дякин.— Убежден, что, пройдя кризис, местные компании усилят свои позиции, если смогут правильно воспользоваться возможностями, которые сейчас открываются. Фирмы, действительно обладающие сильными конкурентными преимуществами и сильной собственной стратегией развития, выживут и преуспеют. Остальные будут вынуждены сокращаться или вообще уйти с рынка.
Для того, чтобы не только выжить, но и развивать бизнес дальше, юрфирмы придерживаются трех иногда дополняющих, но чаще всего абсолютно самостоятельных стратегий. Первая стратегия характерна для крупных юридических компаний с диверсифицированной продуктовой линейкой — так называемых юридических супермаркетов. Падение спроса на одни продукты относительно безболезненно компенсируется ростом спроса на другие. Это означает, что юридической фирме не нужно снижать штат — достаточно перенаправить трудовые ресурсы в новые проекты. Обладающие высокой квалификацией старшие юристы легко переключаются на новые услуги, не меняя специализации: эксперт по корпоративному праву, в докризисное время обеспечивавший IPO, в нынешних условиях с успехом справится с реструктуризацией бизнеса клиента.
Другая тактика заключается в ориентации на клиентов, кого не затронул кризис, например на госструктуры, связанные с государством крупные корпорации, которые, возможно, и испытывают определенные трудности, но в состоянии оплатить юристам услуги по избавлению их бизнеса от части проблем. Придерживающиеся такой тактики юрфирмы обычно не просто консультируют, а предлагают комплексные, основанные на правовых инструментах деловые решения. Если проблема клиента диагностирована правильно, то платежеспособный спрос на такой юридический продукт существенно выше, чем на традиционные услуги юриста.
Третье направление — в чем-то развитие предыдущей тактики. В условиях кризиса испытывающие серьезные трудности клиенты порой готовы хвататься за любую соломинку. Особо отчаявшиеся, понимая, что их бизнес терпит крах, пытаются сохранить часть активов, чтобы после банкротства начать новый бизнес. В таких обстоятельствах они воспользуются услугами консультантов, предложивших лекарство последней надежды.
Источник: http://www.kommersant.ru/